Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего: Устинович С.Е.
судей: Синицы А.П.
Яцун Е.М.
при секретаре: Богомоловой О.Н.
с участием помощника прокурора
Октябрьского административного
Округа г.Мурманска Хармич Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погодиной Д.В. к Военному комиссариату Мурманской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Погодиной Д.В. на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 декабря 2011 года, которым постановлено:
"В
удовлетворении иска Погодиной Д.В. к Военному комиссариату Мурманской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи Устинович С.Е., объяснения истца Погодиной Д.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение помощника прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска Хармич Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Погодина Д.В. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что приказом N * от _ _ 2011 года она была принята на должность инспектора по учету и бронированию отдела военного комиссариата Мурманской области по Оленегорскому и Ловозерскому районам до окончания срока действия штатного расписания, и _ _ 2011 года с ней заключен срочный трудовой договор N *.
Приказом N * от _ _ 2011 года она была уволена в связи с истечением срока действия трудового договора по пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Считает увольнение незаконным, поскольку правовые основания для заключения с ней срочного трудового договора отсутствуют, кроме того, в наименовании договора отсутствует указание о том, что он срочный, и конкретная дата его окончания. Полагает, что трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Действиями ответчика ей причинен моральный вред, то есть нравственные страдания, связанные с несправедливостью по отношению к ней, страхом за свое будущее, невозможностью иметь достойную заработную плату и получать моральное удовлетворение от своей работы. Лишение возможности трудиться существенно сказалось на материальном доходе ее семьи.
Просила суд признать незаконным и отменить приказ военного комиссара Мурманской области N * от _ _ 2011 года о ее увольнении, взыскать в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с _ _ 2011 года по день восстановления на работе, причитающуюся ей и недоплаченную при увольнении заработную плату и выходное пособие, компенсацию морального вреда в размере *** рублей, а также возместить судебные расходы по оплате юридических услуг в размере *** рублей.
В судебном заседании истец Погодина Д.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Военного комиссариата Мурманской области по доверенности Лешко Т.Б. исковые требования не признала.
В заключении прокурор просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Погодина Д.В. просит решение суда отменить как необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Считает, что выводы суда о правомерности заключения с ней срочного трудового договора несостоятельны, противоречат статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой заключение срочного договора возможно при условии заведомо установленного временного периода, ограниченного общим сроком действия не более года.
В договоре не указан срок окончания его действия, поэтому он заключен на неопределенный срок. В ее заявлении также не содержится даты окончания срока действия трудового договора, отсутствует ссылка на срок действия штатного расписания, с которым был связан срок действия трудового договора, в то время, когда при приеме на работу срок действия штатного расписания 9 месяцев был уже заведомо определен. Однако она об этом сроке не была поставлена в известность.
Установленный нормативными документами срок действия штатного расписания 9 месяцев истекал _ _ 2011 года и был нарушен ответчиком при ее увольнении, она могла быть уволена по сокращению штата.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился ответчик Военный комиссариат Мурманской области, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте слушания дела.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как видно из дела и установлено судом, на основании директивы Министра обороны РФ от 29 августа 2009 года NД-79дсп, Генерального штаба ВС РФ от 19 сентября 2009 года N314/2/3539, директивы начальника штаба Ленинградского военного округа от 25 сентября 2009 года N4/1/4323 гражданский персонал военного комиссариата Мурманской области содержится по штату N3/022-51(01), утвержденному начальником Генерального штаба ВС РФ 17 августа 2009 года, должность инспектора (по учету и бронированию) в штате военного комиссариата отсутствует и предусматривается временными штатными расписаниями, утвержденными ежегодно.
В соответствии с указаниями Генерального штаба ВС РФ от 14 марта 2011 года N 314/2/864, в целях своевременного утверждения и регистрации штатных расписаний, указанием штаба Западного военного округа от 23 марта 2011 года N 5/1/68 дсп для Военного комиссариата Мурманской области установлено 16 должностей гражданского персонала отделений (социального и пенсионного обеспечения) отделов военного комиссариата, занятого военно-учетной работой.
Пунктом 2 указания военным комиссарам субъектов РФ требовалось организовать распределение установленной численности гражданского персонала между отделами муниципальными образованиям военных комиссариатов субъектов РФ в строгом соответствии с нормами, установленными штатным нормативом 2008 года N 56-ГШ; разработать и представить до 25 марта 2011 года на утверждение и регистрацию новые расписания.
В штатном расписании Военного комиссариата Мурманской области на 2011 год, изданном во исполнение указаний штаба Западного военного округа от 23 марта 2011 года N 5/1/68 дсп, утвержденном заместителем начальника штаба объединенного стратегического командования Западного военного округа по организационно-мобилизационной работе 28 марта 2011 года, было увеличено количество должностей на 16 инспекторов (по учету и бронированию) на 9 месяцев, исходя из штатного норматива 2008 года N 56-ГШ и утвержденных на планируемый год объемов работ.
Согласно Приказа Министра обороны РФ N 340 от 10 августа 2005 года "О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организации вооруженных сил РФ", утверждена Инструкция "О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организации вооруженных сил РФ", в соответствии с которой штатные расписания составляются до начала предстоящего года, а утверждаются и регистрируются в срок не позднее 1 апреля текущего года (пункт 5 Инструкции). При составлении штатных расписаний численность гражданского персонала устанавливается исходя из утвержденных на планируемый год объемов работ, выделенных ассигнований и хозяйственной целесообразности в пределах численности, предусмотренной для данной воинской части, организации штатами, штатными перечнями, штатными нормативами и утвержденными лимитами (пункт 7 Инструкции). При изменении в течение года установленных в начале года объемов работ, исходя из которых были утверждены и зарегистрированы штатные расписания на текущий год, а также при переходе воинской части или организации на новый штат (штатный перечень) командиры воинских частей и начальники организаций обязаны в двухнедельный срок пересмотреть ранее утвержденные и зарегистрированные штатные расписания и представить на утверждение и регистрацию новые штатные расписания или изменения к ним по форме штатного расписания (пункт 12 Инструкции). Вновь введенные должности утверждаются, как правило, на период, оставшийся до конца года, с 1 числа месяца, в котором проводится регистрация штатного расписания (пункт 13 Инструкции).
Погодина Д.В. приказом N * от _ _ 2011 года была принята на должность инспектора (по учету и бронированию) отдела Военного комиссариата Мурманской области по Оленегорскому и Ловозерскому районам по трудовому договору на период с _ _ 2011 года до окончания срока действия штатного расписания.
В соответствии с указаниями Генерального штаба ВС РФ от 07 сентября 2011 года N 314/2/3763 о проведении организационных мероприятий и внесении изменений в штаты согласно прилагаемому перечню, с 01 октября 2011 года в Военном комиссариате Мурманской области вводится в действие штат N 3/022, в котором отсутствует должность инспектора (по учету и бронированию). Указания штаба Западного военного округа от 23 марта 2011 года N5/1/68дсп, которыми с 01 мата 2011 года на 9 месяцев введены 16 единиц должности инспектора (по учету и бронированию) признаны утратившими силу.
Указания Штаба Западного военного округа от 29 сентября 2011 года N 5/1/10425 поступили в Военный комиссариат Мурманской области 17 октября 2011 года за входящим номером N 6073, что подтверждается штампом регистрации входящего документа и 18 октября Приказом N * от _ _ 2011 года Погодина Д.В. уволена с занимаемой должности _ _ 2011 года в связи с окончанием действия штатного расписания на 2011 год по пункту 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по истечении срока трудового договора.
Проверяя законность увольнения Погодиной Д.В., суд первой инстанции исходя из положений п. 2 части 1 статьи 77, статьи 79, статей 58, 59 Трудового кодекса Российской Федерации, анализа выше приведенных документов, пришел к правильному выводу о том, что введение должности инспектора (по учету и бронированию) в количестве 16 единиц в 2011 году обусловлено расширением объема работ на планируемый 2011 год, исходя из нормативов, в рамках обычной деятельности Военного комиссариата Мурманской области и заведомо известно, что потребность в них будет продолжаться не более года. Заключение срочного трудового договора с Погодиной Д.В. до окончания срока действия штатного расписания не противоречило требованиям законодательства, в частности положению части 1 абзацу 6 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, которым работодателю предоставлено право заключать срочный трудовой договор с работником для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением объема оказываемых услуг.
В трудовой книжке Погодиной Д.В. имеется запись о приеме на работу по срочному трудовому договору, в трудовом договоре N *, подписанном истицей, в пункте 1.2 содержится указание на то, что он заключен до окончания срока действия штатного расписания, то есть был заключен на определенный срок, что свидетельствует о его срочном характере.
Достаточно исследовав представленные доказательства и оценив их в решении по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу, что Погодина Д.В. была правомерно уволена работодателем по истечении срока трудового договора.
Таким образом, поскольку суд установил наличие условий для прекращения действия трудового договора, суд правильно отклонил, как необоснованный, довод истца о том, что она подлежит увольнению по сокращению.
Кроме того, работодатель письменно предупредил Погодину Д.В. о предстоящем увольнении _ _ 2011 года, вручив ей лично под роспись _ _ 2011 года предупреждение о предстоящем увольнении. При этом было указано основание увольнения -Директива начальника ГШ ВС РФ от 07 сентября 2011 года N314/2/3763, согласно которой с 01 октября 2011 года действующее штатное расписание прекращает свое действие. Согласно данной Директиве с 01 октября 2011 года в Военном комиссариате Мурманской области вводится в действие штат N3/022, где отсутствует должность инспектора (по учету и бронированию).
При таких обстоятельствах действия ответчика по увольнению Погодиной Д.В. соответствуют положениям статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 части 1 которой, истечение срока трудового договора является основанием для прекращения трудового договора.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы. Поскольку доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Кроме того, доводы жалобы были предметом проверки суда и им дана судом правильная оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Погодиной Д.В. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.