Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего: Симакова А.В.
судей
: Самойленко В.Г.
Устинович С.Е.
при секретаре: Невской А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бычкова А.А, к Управлению Росреестра по Мурманской области о понуждении к государственной регистрации договора мены жилого помещения
по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Мурманской области на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 марта 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бычкова А.А, к Управлению Росреестра по Мурманской области о понуждении к государственной регистрации договора мены жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Росреестра по Мурманской области по отказу в госрегистрации договора мены жилыми помещениями.
Обязать Управление Росреестра по Мурманской области осуществить государственную регистрацию договора мены жилыми помещениями от _ _ 2011 года, зарегистрировав переход к Бычкову А.А, права собственности на однокомнатную квартиру, расположенную в г ... и переход к Муниципальному образованию город Мурманск права собственности на однокомнатную квартиру, расположенную в ... ".
Заслушав доклад судьи Устинович С.Е., объяснения представителя ответчика Управления Росреестра по Мурманской области - Рогозиной С.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя истца Бычкова А.А. Александровой Е.А., представителя третьего лица КИО г.Мурманска - Сулейманова П.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Бычков А.А. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по
Мурманской области о понуждении к государственной регистрации договора мены жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании свидетельства о праве на
наследство по завещанию от _ _ 2009 года, он является собственником недвижимого имущества- квартиры N *, расположенной в доме N * по ... Заключением межведомственной комиссии от _ _ 2008 года N *, указанное жилое помещение признано аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем Постановлением Администрации города Мурманска от 24 июня 2011 года N 1084 в рамках реализации Целевой программы "Переселением граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" ему предложено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры N *, расположенной в доме N * по ... по договору мены. Во исполнение данного Постановления Администрация города Мурманска в лице КИО города Мурманска заключила с ним договор мены жилыми помещениями от _ _ 2011 года. Управление Росреестра по Мурманской области отказало в государственной регистрации указанного договора, мотивировав тем, что согласно ответа ГУПТИ квартира * в доме * по ... является сгоревшей, поэтому указанного объекта недвижимости не существует. Полагает, что у Управления не имелось законных оснований к отказу в государственной регистрации договора мены.
Просил суд признать отказ незаконным и обязать Управление произвести государственную регистрацию договора мены жилыми помещениями от _ _ 2011 года, зарегистрировав переход к нему права собственности на *** квартиру, расположенную по адресу: ... и переход к Муниципальному образованию город Мурманск права собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: ...
В судебное заседание истец Бычков А.А. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием его представителя.
Представитель истца Бычкова А.А. по доверенности Александрова Е.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Мурманской области по доверенности Рагозина С.М. заявленные требования не признала.
Представитель третьего лица КИО города Мурманска по доверенности Соловарова И.И. полагала заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ГУПТИ Мурманской области, привлеченный судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Мурманской области по доверенности Рагозина С.М., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, судом неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд определен статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, в регистрирующем органе отсутствуют сведения о государственной регистрации решения компетентного органа об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: ... , для государственных или муниципальных нужд, а также о государственной регистрации решения компетентного органа об изъятии данного жилого помещения.
Кроме того, из представленных на государственную регистрацию договора мены документов не следует, что жилое помещение по адресу: город ... , либо земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом изымается для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, к спорным правоотношениям судом неверно применены нормы статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положение Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Считает, что судом неправильно применены нормы материального права в части указания на то, что договор мены жилыми помещениями соответствует положениям статей 217 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не применен закон подлежащий применению.
В силу положений статей 130, 209, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права могут быть зарегистрированы только в отношении индивидуально-определенной вещи, сохранившейся в натуре. Если объект к моменту обращения за государственной регистрацией права фактически разрушен, то право собственности на такой объект не может быть зарегистрировано.
По мнению ответчика, договор мены не соответствует по содержанию требованиям статей 130, 209, 235, 567 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При наличии разрушений, установленных компетентными органами, даже при отсутствии факта сноса жилого дома N * по ... полностью, квартира N *, расположенная в указанном доме является разрушенной, и право собственности на нее прекращается в соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от внесения соответствующей записи в ЕГРП, в силу чего указанный объект не может быть предметом гражданского оборота.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что _ _ 2010 года Управлением произведена государственная регистрация права собственности на указанный объект за Бычковым А.А. оставил без внимания обстоятельства, изложенные в дополнительном отзыве на заявление, а также пояснения представителя регистрирующего органа и положения законодательства о государственной регистрации.
На момент проведения государственной регистрации права собственности за Бычковым А.А. Управление не располагало сведениями об уничтожении объекта недвижимого имущества, поскольку план указанного жилого помещения уже ранее был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, его предоставление при государственной регистрации права Бычкова А.А. не требовалось.
Кроме того указывает, что ненормативный правовой акт Постановление главы муниципального образования города Мурманска от 24 июня 2008 года N846 "О сносе аварийных домов" не является в данном случае основанием для проведения государственной регистрации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Бычков А.А., представитель третьего лица ГУПТИ Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, их возникновение, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре.
В силу пункта 3 статьи 9, абзаца 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего лица или органа власти, а также проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 2 статьи 16 названного Закона, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
На основании статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В силу частей 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Согласно разъяснениям указанным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам дли правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду следующее:
б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9-11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);
в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10-11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или чаконами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);
и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, - принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Бычков А.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от _ _ 2009 года, выданного нотариусом нотариального округа города Мурманска П. Т.И., является собственником недвижимого имущества- квартиры N *, расположенной в доме N * по ...
Заключением межведомственной комиссии Администрации города Мурманска от _ _ 2008 года N *, указанное жилое помещение признано аварийным и непригодным для проживания.
Постановлением Администрации города Мурманска от 24 июня 2011 года N 1084 в рамках реализации Целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда" Бычкову А.А. было определено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры N *, расположенной в доме N * по ... для предоставления по договору мены.
По исполнение данного Постановления издан Приказ от 06 июля 2011 года N 527, согласно которому необходимо подготовить проект договора мены и обеспечить проведение государственной регистрации, после чего исключить из реестра муниципальной собственности квартиру, расположенную по адресу: ... и включить в реестр муниципальной собственности квартиру, расположенную по адресу: ...
_ _ 2011 года Администрация города Мурманска в лице КИО города Мурманска с Бычковым А.А. заключили договор мены жилыми помещениями, в котором указали, что он заключен во исполнение Постановления Администрации города Мурманска от 24 июня 2011 года N 1084 "О предоставлении жилого помещения Бычкову А.А. по договору мены" в рамках реализации Целевой программы "Переселение граждан города Мурманска из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы".
Договором мены предусмотрено, что принадлежащие сторонам жилые помещения признаются равноценными.
_ _ 2011 года стороны договора мены, а именно: представитель КИО города Мурманска М. М.С. и Бычков А.А. обратились с совместным заявлением в Управление Росреестра по Мурманской области о государственной регистрации договора мены и перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
_ _ 2011 года государственная регистрация была приостановлена на I месяц, в связи с тем, что у регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Мурманской области от _ _ 2011 года N * заявителям отказано в государственной регистрации на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ был мотивирован тем, что согласно ответа ГУПТИ N * от _ _ 2011 года, по данным обследования от _ _ 2008 года, квартира * в доме * по ... является сгоревшей, полы, перекрытия, стены частично разрушены, коммуникации отсутствуют. На основании этих сведений Управление пришло к выводу, что объекта недвижимости- ... не существует, и в силу положений статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на данный объект прекращается, государственная регистрация перехода права собственности осуществлена быть не может.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами материального права, определил значимые для дела обстоятельства, с достаточной полнотой их исследовал и на основании оценки добытых по делу доказательств в их совокупности со всеми материалами дела пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом суд правильно исходил из того, что сторонами договора мены на государственную регистрацию были представлены необходимые документы, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Установлено, что договор мены жилыми помещениями как возмездная сделка соответствует положениям статей 217 и 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2,4,14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оснований для признания его недействительным, как несоответствующего закону и отказа в связи с этим в его государственной регистрации перехода права на жилое помещение (квартиру N *) не имеется.
Договор мены заключен в целях реализации подпрограммы переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда и направлен на исполнение установленной законом обязанности органа местного самоуправления по обеспечению Бычкова А.А. жильем, соответствующим всем нормативным требованиям. Условия договора мены соответствуют требованиям закона и нормативных актов, во исполнение которых данный договор заключен и которые устанавливают порядок такого обеспечения.
Суд правильно указал, что Управлением Росреестра по Мурманской области при вынесении отказа в регистрации договора мены, не было принято во внимание Постановление главы муниципального образования города Мурманска от 24 июня 2008 года N864 "О сносе аварийных домов", которое регламентирует проведение комплекса мероприятий по сносу и расселению в том числе дома 8 по улице Журбы в городе Мурманске. Данное Постановление вынесено в интересах Бычкова А.А. и по его обращению, и в установленном законом порядке недействительным не признано.
Поскольку в ходе судебного разбирательство не представлено сведений об окончательном сносе дома N * по ... , является несоответствующим действительности вывод Управления Росреестра по Мурманской области о том, что объект недвижимости - квартира N * указанного дома отсутствует.
Суд, обозрев технический паспорт дома N * по ... установил, что в нем отсутствуют сведения о том, что квартира N * в установленном законом порядке исключена из реестра недвижимого имущества.
При этом, судом правильно было принято во внимание, что несмотря на то, что инвентаризация указанного объекта недвижимости была произведена _ _ 2008 годи, техническое состояние которого с того времени не изменилось, Управление Росреестра по Мурманской области _ _ 2010 года зарегистрировало право собственности на данный объект за Бычковым А.А.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене либо изменению решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Мурманской области - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.