Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Истоминой И.В.,
судей
Яцун Е.М.,
Захарова А.В.,
при секретаре
Байжуминовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пятерикина В.Н. к Министерству труда и социального развития Мурманской области об оспаривании решения комиссии об отказе в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Мурманской области на
решение Октябрьского районного суда Мурманской области от 23 июля 2012 года, по которому постановлено:
"Исковое заявление Пятерикина В.Н. к Министерству труда и социального развития Мурманской области об оспаривании решения комиссии об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по принятию решений о подготовке проектов распоряжений Губернатора Мурманской области "О присвоении звания "Ветеран труда" Министерства труда и социального развития Мурманской области в присвоении Пятерикину В.Н. звания "Ветеран труда".
Обязать комиссию по принятию решений о подготовке проектов распоряжений Губернатора Мурманской области "О присвоении звания "Ветеран труда" Министерства труда и социального развития Мурманской области подготовить проект распоряжения о присвоении Пятерикину В.Н. звания "Ветеран труда" и представить его на утверждение Губернатору Мурманской области.
Взыскать с Министерства труда и социального развития Мурманской области в пользу Пятерикина В.Н. расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей, а всего - в размере *** ( ***) рублей *** копеек".
Заслушав доклад судьи Истоминой И.В., объяснения Пятерикина В.Н., его представителя Алениной С.Е., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Пятерикин В.Н. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Мурманской области об оспаривании решения комиссии об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
В обоснование исковых требований указал, что решением комиссии по принятию решений о подготовке проектов распоряжений Губернатора Мурманской области "О присвоении звания "Ветеран труда" ему было отказано в присвоении указанного звания, поскольку он не являлся штатным сотрудником организации, подведомственной ЦК ВЛКСМ.
Полагал такое решение неправомерным, просил суд признать незаконным отказ комиссии в присвоении ему звания "Ветеран труда"; обязать комиссию по принятию решений о подготовке проектов распоряжений Губернатора Мурманской области "О присвоении звания "Ветеран труда" подготовить проект распоряжения о присвоении ему звания "Ветеран труда" и представить его на утверждение Губернатору Мурманской области; взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере *** рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме *** рублей.
Истец Пятерикин В.Н. в судебное заседание не явился, его представитель Аленина С.Е. просила иск удовлетворить.
Представитель Министерства труда и социального развития Мурманской области - Русинова Т.А. с заявленными требованиями не согласилась.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе первый заместитель министра труда и социального развития Мурманской области Виденеева С.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
Полагает, суд неправильно применил нормы статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", не учел, что награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР, к которым не относятся общественные организации и массовые движения, в частности ЦК ВЛКСМ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28 декабря 2011 года N 726 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.6.1.1.5 Административного регламента в качестве документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, заявители предоставляют удостоверения к ведомственным наградам (нагрудным знакам, нагрудным значкам, почетным званиям, медалям и др.) либо почетные грамоты, грамоты, благодарности, похвальные листы, дипломы, вымпелы и другие награждения за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, учрежденные в установленном порядке, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации; Правительством Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; Президентом СССР; руководителями союзных органов государственной власти СССР; руководителями органов государственной власти РСФСР; руководителями общественных организаций, массовых движений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвовали в управлении государственными и общественными делами. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
В силу пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами (медали, знаки, значки, почетные грамоты, грамоты, похвальные грамоты и др.), предоставляют помимо заявления и документов, указанных в подпункте 2.6.1.1 Административного регламента, выписки из трудовых книжек, подтверждающие факт работы в системе этих организаций, объединений.
Разрешая возникший спор, суд правильно применил указанные нормы материального права и исходил из установленных по делу данных о том, что Пятерикин В.Н. является получателем трудовой пенсии по старости, имеет стаж работы более *** лет.
_ _ 1985 года Пятерикин В.Н. награжден знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец XI пятилетки" II степени.
_ _ 2012 года истец обратился в Государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" с заявлением о направлении ходатайства о присвоении звания "Ветеран труда".
На основании решения Первомайского районного суда города Мурманска от _ _ 2012 года Государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" приняло представленные Пятерикиным В.Н. документы и направило в Министерство труда и социального развития Мурманской области для рассмотрения на комиссии по принятию решений о подготовке проектов распоряжений Губернатора Мурманской области "О присвоении звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
Письмом ответчика от _ _ 2012 года Пятерикину В.Н. в удовлетворении заявления отказано, поскольку истец, награжденный знаком ЦК "ВЛКСМ" "Молодой гвардеец XI пятилетки" II степени, не являлся штатным работником организации, подведомственной ЦК "ВЛКСМ", что не соответствует требованиям пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента.
Проанализировав содержание пункта 2.6.1.1.6 Административного регламента применительно к положениям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", суд пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство труда и социального развития Мурманской области фактически определило понятие "ведомственного знака отличия в труде", присваиваемого, в том числе, и федеральными органами государственной власти Российской Федерации, нарушив тем самым конституционный принцип разделения власти между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что награждение ведомственным знаком отличия в труде возможно не только граждан, работавших в системе органов государственной власти и ведомств, в том числе бывшего СССР и РСФСР, но и иных лиц, показавших успехи и достижения в труде. Правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия наделены общественные организации, представительные и исполнительные органы государственной власти, выполнявшие легитимно предоставленные им полномочия к данной сфере.
Проанализировав ранее действовавшее Положение о знаке ЦК ВЛКСМ, принятое постановлением бюро ЦК ВЛКСМ 24 марта 1981 года, суд пришел к правильному выводу, что указанная общественная организация обладала правом присвоения награды за успехи в труде работникам различных предприятий и организаций.
Согласно положению о знаке "Молодой гвардеец 11 пятилетки", решение о награждении знаком ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец 11 пятилетки" 2 степени от имени ЦК ВЛКСМ принимает бюро горкома, райкома комсомола по представлению первичных комсомольских организаций.
Поскольку истец был удостоен награды в установленном порядке, общесоюзный знак "Молодой гвардеец 11 пятилетки" 2 степени в 1985 году признавался ведомственным знаком отличия в труде, таковым он остается и в настоящее время, следовательно, является основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Доводы жалобы о том, что для присвоения звания "Ветеран труда" лицам, награжденным центральными органами общественных организаций и массовых движений, необходимо предоставить помимо прочих документов, выписки из трудовых книжек, подтверждающие факт работы в системе этих организаций, объединений, являются несостоятельными.
Эти доводы были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Суд правомерно указал в принятом решении, что положения подпункта 2.6.1.1.6 Административного регламента в указанной части не соответствуют правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и лишают истца права на присвоение звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с разделом 3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" административная процедура включает в семя прием документов и регистрацию заявлений для предоставления государственной услуги, подготовку списков лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и направление их в Министерство; подготовку проектов распоряжений Губернатора Мурманской области "О присвоении звания "Ветеран труда", направление проектов в Правительство Мурманской области и их подписание.
Учитывая, что Пятерикин В.Н. представил в Министерство труда и социального развития Мурманской области все необходимые документы, суд правомерно обязал ответчика подготовить проект распоряжения о присвоении Пятерикину В.Н. звания "Ветеран труда" и представить его на утверждение Губернатору Мурманской области.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Приводимые в жалобе доводы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, поэтому не могут повлечь отмену постановленного решения.
Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Мурманской области от 23 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Мурманской области - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.