Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Акчуриной Г.Ж., Никитиной А.И.,
при секретаре Мулюковой Р.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту интересов Н.А. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о взыскании недоначисленной заработной платы по апелляционной жалобе ФКУ "Исправительная колония N 2" на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд в защиту интересов осужденной по приговору суда Н.А. с исковыми требованиями к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о взыскании недоначисленной заработной платы за период трудоустройства последней с "___" года в сумме 1380,14 рублей, ссылаясь в обоснование иска на следующие обстоятельства:
Н.А. в период отбывания ею наказания по приговору суда в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Оренбургской области была трудоустроена на основании приказа начальника учреждения от "___" на должность подсобного рабочего на 0,5 ставки с "___". При этом ее ежемесячная заработная плата составила 4612 рублей 58 коп., включала в себя оклад, доплаты за условия работы, районный коэффициент. Истец полагал, что начисление уральского коэффициента при расчете заработной платы Н.А. не соответствует действующему законодательству, поскольку при его начислении размер заработка Н.А. ограничен минимальным размером оплаты труда в РФ - 4611 рублей. Поскольку трудовые обязанности осужденная выполняла на территории местности с особыми климатическими условиями уральский коэффициент 15% должен был быть начислен при расчете ее заработной платы на минимальный размер оплаты труда (4611р. Х 15%), заработок подлежал выплате в размере 5302,65 руб. ежемесячно, следовательно за два указанных выше месяца "___" Н.А. недоначислено по 690,07 рублей за каждый месяц, а всего 1380,14 руб.
В судебном заседании представитель истца помощник Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Раков Р.Г. требования в интересах Н.А. поддержал полностью.
Истец Н.А. в судебном заседании участия не принимала, поскольку находилась в месте лишения свободы, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 Полуднякова О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что начисление заработной платы Н.А. производилось в соответствии с нормами трудового законодательства, к установленному ей должностному окладу в размере 2910 руб. применен коэффициент 15% и производилась доплата до минимального размера оплаты труда, что соответствует требованиям ст. 133 ТК РФ.
Представитель третьего лица УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и дате рассмотрения дела, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве возражал по существу иска.
Суд постановил решение, которым удовлетворил исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту интересов Н.А., взыскал с ФКУ "ИК-2" в пользу Н.А. недоначисленную заработную плату за период с "___" в сумме 1380,14 рублей с вычетом из этой суммы обязательных платежей и сборов, предусмотренных налоговым законодательством; с ФКУ "ИК-2" УФСИН России по Оренбургской области в федеральный бюджет взысканы судебные расходы по государственной пошлине, от которых был освобожден истец, в размере 00 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ "ИК-2" УФСИН России по Оренбургской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
В судебное заседание истец Н.А., надлежащим образом извещенная о месте и дате рассмотрения дела по месту жительства после выбытия из мест лишения свободы "___", не явилась, о причине неявки в суд апелляционной инстанции не сообщила.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А., представителя ответчика ФКУ "ИК-2" Денисова А.А., действующего на основании доверенности, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что отбывающая наказание в ФКУ "ИК-2" Н.А., была трудоустроена на должность подсобного рабочего хозяйственной обслуги с "___" на основании приказа N от "___" начальника учреждения.
В соответствии со штатным расписанием должностей хозяйственной обслуги, утвержденным "___" начальником учреждения, должностной оклад подсобного рабочего составил 2984 руб.
За "___" года Н.А. была выплачена заработная плата в размере 4612,58 рублей за каждый месяц, при начислении заработной платы применен оклад 2984 руб., доплата в размере 25% в сумме 1153,15 руб, доплата в сумме 1026,94 руб., районный коэффициент 15% в сумме 601,64 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск прокурора о взыскании в пользу Н.А. недоначисленной заработной плата за указанные два месяца, пришел к выводу о том, что без учета начисления уральского коэффициента начисленная истцу заработная плата составила 4010,94 руб., что ниже минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством, поэтому начисление коэффициента должно было производиться на МРОТ и соответствующая разница при таком расчете заработка подлежит взысканию в пользу Н.А.
Судебная коллегия не может согласиться с такой позицией суда первой инстанции, поскольку считает ее основанной на неправильном применении норм материального права.
Согласно части первой статьи 43 УК Российской Федерации наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных названным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Возможность установления сопряженных с наказанием и соразмерных тяжести совершенного преступления и личности виновного ограничений прав и свобод вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части второй статьи 9 УИК Российской Федерации элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд. В соответствии с подпунктом "с" пункта 2 статьи 2 Конвенции МОТ N 29 относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.
Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
В соответствии с ч.1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Согласно п.6 ст. 103 УИК РФ осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.
Из анализа указанных выше норм закона следует вывод о том, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.
В силу части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Положения части 2 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не противоречат указанной норме, закрепляя, что размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Пунктом первым Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 2 июля 1987 года N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, в размере 1,15 в районах и городах Оренбургской области.
В соответствии с п.4 указанного постановления введение районного коэффициента не образует новых тарифных ставок и должностных окладов. Районный коэффициент применяется к месячному заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок.
Указанный коэффициент применяется к заработной плате работников самостоятельных предприятий и организаций, условия оплаты труда которых предусмотрены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 (кроме находящихся в составе этих предприятий и организаций работников охраны, жилищно-коммунального хозяйства, просвещения, здравоохранения, торговли и общественного питания, науки, культуры и т.п., к заработной плате которых применяются коэффициенты, установленные в указанных областях для соответствующих отраслей народного хозяйства).
Исходя из действующего трудового законодательства, названный коэффициент нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со статьями 315, 316 Трудового кодекса РФ, так как он не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому правила, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются, в связи с чем применение при разрешении спора данных норм материального права судом первой инстанции судебная коллегия считает неправильным.
Судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ФКУ "ИК-2" в той части, что действующим трудовым законодательством РФ допускается установление окладов, как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет в итоге не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда ( в данном случае не менее 4611 руб.)
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что с начисленным уральским коэффициентом и иными доплатами к окладу, установленному истцу в размере 2984 руб., общий размер начисленной ей заработной платы не был менее минимального размера оплаты труда в РФ, необоснованно пришел к выводу о необходимости применения уральского коэффициента к МРОТ.
Более того, судебная коллегия считает, что действующими нормативными актами в сфере трудового законодательства и уголовного исполнительного права процентная надбавка к заработной плате в виде коэффициента за работу в особых климатических условиях предусмотрена только лицам, работающим по трудовому договору на предприятиях, в организациях и учреждениях Оренбургской области.
Между тем, лица отбывающие наказание в местах лишения свободы, расположенных в районе Оренбургской области, находятся в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями на основании вступившего в законную силу приговора суда, привлекаются к исполнению трудовых обязанностей в соответствии со ст. 103 УИК РФ без заключения с ними трудового договора, поскольку труд осужденного к лишению свободы в силу части 2 статьи 9 Кодекса является одним из средств его исправления.
Суд первой инстанции при разрешении спора этому обстоятельству не дал надлежащей оценки, не применил нормы уголовно-исполнительного законодательства, подлежащие применению в установленном спорном правоотношении между осужденным и исправительным учреждением, применил нормы трудового законодательства РФ (глава 50 ТК РФ), не подлежащие применению при разрешении дела.
Судебная коллегия находит решение суда по указанным основаниям (ст. 330 ГПК РФ) подлежащим отмене.
При постановлении нового решения судебная коллегия по установленным обстоятельствам дела не усматривает нарушения ответчиком ФКУ "ИК-2" УФСИН России по Оренбургской области права осужденной Н.А., привлеченной к труду на территории исправительного учреждения, на его оплату в размере не ниже минимального размера оплаты труда в РФ, и считает необходимым в удовлетворении иска Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту интересов Н.А. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о взыскании недоначисленной заработной платы отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 25 сентября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту интересов Н.А. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о взыскании недоначисленной заработной платы отказать.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.