Кассационное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 23 апреля 2010 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: - Яицкого Р.А.,
- Баландина А.Г.,
при секретаре Степановой А.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя заявителя Пятина В.В. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 19 марта 2010 года, которым заявление бывшего военнослужащего войсковой части 08275 старшего лейтенанта запаса ИСТОМИНА Антона Владимировича об оспаривании действий командующего войсками Ленинградского военного округа, командира войсковой части 08275 и начальника федерального государственного учреждения "Печенгская квартирно-эксплуатационная часть района", связанных, соответственно, с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., судебная коллегия окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Истомин проходил военную службу по контракту в войсковой части 08275 в должности начальника зенитного ракетного расчета. С 1 июня 2009 года занимаемая им должность была сокращена, в связи с чем он был зачислен в распоряжение командира войсковой части 08275.
8 апреля, 29 мая и 4 сентября 2009 года заявитель обращался с рапортами к командиру войсковой части 08275 об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, о выдаче ему государственного жилищного сертификата и исключении из списков личного состава воинской части после обеспечения его жильем по избранному месту жительства в городе Оренбурге, а 5 октября 2009 года - о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от 12 октября 2009 года N 274 он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании п.п. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и приказом командира войсковой части 08275 от 25 ноября 2009 года N 227 исключен из списков личного состава воинской части с 28 января 2010 года.
При этом решением жилищной комиссии Печенгского гарнизона от 1 февраля 2010 года заявителю было отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с непредставлением документов, подтверждающих его право состоять на данном учете.
Посчитав что увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава части без предоставления ГЖС нарушает его права и законные интересы, Истомин обратился в военный суд с заявлением, в котором после уточнения и дополнения просил:
- признать бездействие командира войсковой части 08275, выразившееся в непринятии решения по его рапорту от 5 октября 2009 года о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконным и обязать данное должностное лицо рассмотреть указанный рапорт;
- признать незаконными приказы командующего войсками Ленинградского военного округа от 12 октября 2009 года N 274 об увольнении его с военной службы и командира войсковой части 08275 от 25 ноября 2009 года N 227 об из списков личного состава воинской части, а также обязать указанных должностных лиц отменить их, восстановив его на службе с 29 января 2010 года;
- признать решение жилищной комиссии Печенгской КЭЧ района" от 1 февраля 2010 года об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать ее поставить его на компьютерный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- обязать командира войсковой части 08275 обеспечить его жилой площадью по нормам, установленным действующим законодательством.
Рассмотрев данное заявление, Оренбургский гарнизонный военный суд своим решением от 19 марта 2010 года отказал в его удовлетворении.
На данное решение суда представителем заявителя Пятиным была подана кассационная жалоба, в которой он просит его отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование представитель заявителя указывает, что выслуга лет заявителя на момент проведения организационно-штатных мероприятий составляла 11 лет, в связи с чем он в силу положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" имел право на получение жилья в собственность.
Далее представитель заявителя обращает внимание, что заявитель является собственником 1\4 доли (20,37 кв.м) четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 81,5 кв.метров. Его семья состоит из 3 человек, члены семьи заявителя жилой площадью не обеспечены. В связи с этим Истомин имеет право на получение недостающей жилой площади в размере 33,6 кв.метров, исходя из нормы предоставления 18 кв.метров на 1 человека.
При этом заявитель не знал о решении жилищной комиссии Печенгского гарнизона от 1 февраля 2010 года об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку оно до него не доводилось, выписка из протокола в его адрес не направлялась.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные представителем заявителя в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 50 и п.п. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Увольнение с военной службы военнослужащих в воинских званиях до полковников осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п.п. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при отсутствии других оснований для увольнения в случае сокращения занимаемой им воинской должности или истечения установленных законом сроков нахождения в распоряжении, при невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Из материалов дела усматривается, что в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями занимаемая Истоминым должность начальника зенитного ракетного расчета с 1 июня 2009 года была сокращена и он выведен в распоряжение командира войсковой части 08275.
При этом он изъявил желание уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, что подтверждается его рапортами от 8 апреля, 29 мая и 4 сентября 2009 года. В этих же рапортах заявитель указывает об исключении его из списков личного состава части лишь после обеспечения его жилым помещением по избранному им постоянному месту жительства в городе Оренбурге посредством реализации государственного жилищного сертификата.
В соответствии п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Согласно п. 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет более 10 лет, и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Таким образом, закон напрямую связывает возможность военнослужащего, увольняемого с военной службы по организационно-штатным мероприятиям и имеющего выслугу белее 10 лет, реализовать свои права на получение жилого помещения посредством государственного жилищного сертификата и запрет на увольнение таких военнослужащих без их согласия с военной службы, с признанием их установленным порядком нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилья).
Из материалов дела видно, что Истомин, изъявив желание еще в апреле 2009 года уволиться с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и получить государственный жилищный сертификат, до представления его к увольнению с военной службы в сентябре 2009 года каких-либо заявлений в жилищную комиссию по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий не подавал и таковым установленным порядком на момент представления к увольнению с военной службы признан не был.
5 октября 2009 года он обратился с рапортом к командиру войсковой части 08275 о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, который был передан для рассмотрения по существу в жилищную комиссию Печенгского гарнизона.
При этом Истомин является собственником 1\4 доли (20,37 кв.м) квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 81,5 кв.метров, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права. Указанная доля получена им в качестве члена семьи военнослужащего Истомина В.А. посредством реализации последним в 2002 году государственного жилищного сертификата.
В соответствии с п. 27 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в силу п. 19 вышеназванных Правил, военнослужащие помимо рапорта прилагают документы, в том числе справку об общей продолжительности военной службы, выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета, выписку из решения жилищной комиссии о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Однако в нарушение указанных положений закона вышеназванные документы заявителем в жилищную комиссию представлены не были, в связи с чем решением жилищной комиссии Печенгского гарнизона от 1 февраля 2010 года ему было отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по основании п. 1 ч. 1 ст. 52 ЖК РФ в связи с непредставлением документов, подтверждающих его право состоять на данном учете.
При этом, как видно из материалов дела, до принятия указанного решения Истомину дважды, 30 ноября и 29 декабря 2009 года, направлялись уведомления за подписью начальника ФГУ "Печенгская КЭЧ района", что для решения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в базу данных компьютерного учета как военнослужащего, имеющего право на получение жилья, ему необходимо представить в жилищную комиссию соответствующие документы (выписку из домовой книги, копии финансово-лицевых счетов, справки из регистрационной палаты, копии паспортов, свидетельство о рождении сына, свидетельство о браке и другие), подтверждающие право заявителя и членов его семьи состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
В связи с этим вывод суда первой инстанции о законности принятого жилищной комиссией решения об отказе Истомину в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий является правильным, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах правильным является и вывод суда о законности приказов командующего войсками Ленинградского военного округа от 12 октября 2009 года N 274 об увольнении заявителя с военной службы и командира войсковой части 08275 от 25 ноября 2009 года N 227 об исключении его из списков личного состава воинской части, поскольку на момент издания данных приказов Истомин установленным порядком нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) признан не был, при этом каких-либо действий, направленных на признание его таковым, до исключения его из списка личного состава воинской части не предпринимал.
При этом доводы жалобы о наличии у заявителя жилой площади менее учетной нормы на каждого члена семьи на обоснованность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку вопрос о признании Истомина нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по существу жилищной комиссией не рассматривался, а отказ в признании его таковым был связан исключительно с непредставлением им соответствующих документов.
При описанных выше обстоятельствах, не влияет на правильность выводов суда первой инстанции и доводы представителя заявителя о неполучении заявителем копии обжалуемого решения жилищной комиссии.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 19 марта 2010 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 08275 старшего лейтенанта запаса Истомина Антона Владимировича об оспаривании действий командующего войсками Ленинградского военного округа, командира войсковой части 08275 и начальника федерального государственного учреждения "Печенгская квартирно-эксплуатационная часть района", связанных, соответственно, с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
СУДЬЯ
Приволжского окружного военного суда
А. Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.