Кассационное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 17 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: - Николаева И.В.,
- Пака И.Э.,
при секретаре Масловой О.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Алдушина А.В. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 27 октября 2011 года, которым оставлено без удовлетворения заявление военнослужащего войсковой части 69795 подполковника АЛДУШИНА Антона Владимировича об оспаривании действий командира войсковой части 69795 и руководителя Федерального бюджетного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области" (далее - ФБУ), связанных с невыплатой ему дополнительного материального стимулирования за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пака И.Э., судебная коллегия окружного военного суда,
УСТАНОВИЛА:
Алдушин проходит военную службу по контракту в должности командира дивизиона в войсковой части 69795.
Приказом командующего РВСН от 26 октября 2010 года N 0127 Алдушин досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта и на основании приказа командира войсковой части 69795 от 2 декабря 2010 года N 235 исключен из списков личного состава названной воинской части.
Посчитав свои права нарушенными, Алдушин обратился в Казанский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными приказ командующего РВСН от 26 октября 2010 года N 0127 об увольнении его с военной службы и приказ командира войсковой части 69795 от 2 декабря 2010 года N 235 об исключении его из списков личного состава, поскольку, по его мнению, решение о его увольнении было принято без надлежащих к тому оснований и ряда нарушений законодательства о прохождении военной службы и процедуры оформления документов.
В связи с чем просил гарнизонный суд признать незаконным приказ об его увольнении с военной службы, отменить его и восстановить Алдушина на военной службе, признать незаконным приказ об исключении его из списков личного состава войсковой части 69795, отменить его, а также взыскать с названной воинской части в пользу Алдушина судебные расходы по делу в размере 200 рублей.
Казанский гарнизонный военный суд, рассмотрев заявление Алдушина, своим решением от 23 марта 2011 года полностью удовлетворил его требования.
Судебной коллегией по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 10 мая 2011 года указанное решение Казанского гарнизонного военного суда, оставлено без изменения.
Приказом командира войсковой части 69795 от 13 сентября 2011 года N 173 Алдушин восстановлен в списках личного состава названной воинской части в должности командира дивизиона и ему было выплачено денежное довольствие за период, когда он незаконно был уволен с военной службы, однако выплата дополнительного материального стимулирования за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года ему произведена не была, поскольку он не включался в соответствующие приказы.
Посчитав свои права нарушенными, Алдушин обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать неправомерными действия командира войсковой части 69795, связанные с отказом в производстве ему предусмотренной приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 выплаты за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года, и обязать данное должностное лицо издать приказ о производстве ему названной выплаты за указанный период.
Рассмотрев данное заявление, Казанский гарнизонный военный суд своим решением от 27 октября 2011 года отказал заявителю в удовлетворении его требований.
На данное решение суда заявителем Алдушиным подана кассационная жалоба, в которой он просит отменить его в связи неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и норм процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В жалобе заявитель выражает свое несогласие с выводом суда о том, что он утратил право на данную выплату, поскольку на момент ее производства был уволен с военной службы в связи с чем, не исполнял должностные обязанности.
В обоснование заявитель указал, что суд первой инстанции неверно признал правомерной позицию представителей командира воинской части и руководителя ФБУ, указавших, что выплата дополнительного материального стимулирования за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года ему произведена не была, поскольку п. 7 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 обязывает премировать военнослужащих по результатам исполнения ими должностных обязанностей.
При этом, Алдушин считает, что требования, содержащиеся в п. 7 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010, влияют только на размер указанной выплаты, а не предписывают лишение ее вовсе.
Кроме этого заявитель в своей жалобе отметил, что поскольку он был незаконно уволен с военной службы, то в соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он имеет право на возмещение всех убытков в полном объеме с восстановлением на военной службе в прежней должности и обеспечением всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
Также заявитель сослался на то, что он в течение 2010 и 2011 годов не имел дисциплинарных взысканий, неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке и нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил. В связи с этим оснований для невыплаты ему дополнительного материального стимулирования за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года не имелось.
На кассационную жалобу заявителя командиром войсковой части 69795 полковником Колодиным Д.В. и его представителем капитаном юстиции Габтуллиным О.Р., а также руководителем ФБУ Михайловым П.В. поданы возражения, в которых они выражают несогласие с доводами кассационной жалобы и просят оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе и командиром воинской части, его представителем, а также руководителем ФБУ в возражениях на нее, судебная коллегия находит решение Казанского гарнизонного военного суда по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, а кассационную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" кроме предусмотренных законом выплат Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 26декабря2006года N1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента РФ Министром обороны Российской Федерации 26 июля 2010 года издан приказ N 1010, которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 2 названного приказа Министр обороны РФ установил выплачивать военнослужащим (лицам гражданского персонала) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).
В силу п. п. 1 - 5 вышеназванного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов ВС, военных округов, флотов, родов войск ВС, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций ВС, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно пунктам 6 и 7 указанного Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 этого же Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях ВС - на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
По смыслу этих положений приказа Министра обороны РФ и утвержденного им Порядка, как правильно указано в решении суда первой инстанции, рассматриваемая дополнительная выплата имеет исключительно стимулирующий характер и вопрос о ее производстве военнослужащим и определении ее размера отнесен к компетенции соответствующего командира (начальника). При этом данная выплата производится военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Как установлено по делу, Алдушин приказом командующего РВСН от 26 октября 2010 года N 0127 был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта и на основании приказа командира войсковой части 69795 от 2 декабря 2010 года N 235 был исключен из списков личного состава названной воинской части, то есть на момент поступления денежных средств для производства указанной выплаты военнослужащим не являлся, каких либо обязанностей по военной службе объективно не выполнял и, соответственно, не имел права на получение вышеназванной выплаты, не смотря на то, что в дальнейшем данные приказы были судом признаны незаконными, а заявитель в сентябре 2011 года восстановлен на военной службе.
При изложенных обстоятельствах законных оснований отнести Алдушина к числу лиц, которым оспариваемая выплата полагалась, у командира части на момент принятия решений не имелось, поскольку заявитель был восстановлен на военной службе уже после принятия указанных решений, а, следовательно, невключение его в приказы о материальном стимулировании за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года, изданные командиром части в пределах своих полномочий, не содержит признаков несоответствия этих решений требованиям законодательства, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
В связи с изложенным довод заявителя в кассационной жалобе на то, что он после восстановления на военной службе имеет право на возмещение всех убытков в полном объеме, на законность судебного решения не влияет, поскольку данная выплата не является обязательной, по своей правовой природе является формой поощрения военнослужащего за фактическое исполнение им служебных обязанностей и носит исключительно стимулирующий характер.
Таким образом, нормы материального права судом применены правильно. Существенных нарушений норм процессуального права и иных оснований, предусмотренных статьёй 362 ГПК РФ, влекущих отмену судебных постановлений, по делу также не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Казанского гарнизонного военного суда от 27 октября 2011 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 69795 подполковника АЛДУШИНА Антона Владимировича об оспаривании действий командира войсковой части 69795 и руководителя Федерального бюджетного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области", связанных с невыплатой ему дополнительного материального стимулирования за 4 квартал 2010 года, 1 и 2 кварталы 2011 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Приволжского окружного военного суда
И.Э. Пак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.