Кассационное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 20 декабря 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Яицкого Р.А.,
Филиппова В.Н.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием заявителя Четверикова О.В. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Четверикова О.В. на решение Уфимского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2011 года, которым заявление военнослужащего войсковой части 55498 подполковника Четверикова Олега Владимировича об оспаривании действий начальника ФГУ "Центральное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение, оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Филиппова В.Н. и объяснения заявителя Четверикова О.В. в поддержку доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Четвериков проходит военную службу по контракту в войсковой части 55498 и обеспечен по установленным нормам служебным жилым помещением, расположенным в закрытом военном городке (поселок Кизнер Удмуртской Республики). Общая продолжительность его военной службы составляет более 23 лет в календарном исчислении.
В соответствии с извещением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 21 января 2011 года N0029533 ему на состав семьи из 5 человек распределено жилое помещение - отдельная четырёхкомнатная квартира по адресу - "адрес", общей площадью 96,69 кв.м., что соответствует почтовому адресу: "адрес".
Однако решением начальника ФГУ "Центральное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее Центррегионжилье) от 16 сентября 2011 года Четверикову было отказано в заключении договора социального найма на указанную квартиру ввиду того, что он является военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, которым жилые помещения предоставляются на общих основаниях, и продолжает проходить службу, а поэтому получение жилья по избранному месту жительства будет возможно лишь при его увольнении.
Считая свои права нарушенными, Четвериков обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать данный отказ в заключении договора социального найма на распределенное ему жилье необоснованным и обязать упомянутого начальника ФГУ предоставить ему распределенную квартиру и заключить с ним договор социального найма на нее.
Рассмотрев заявление Четверикова, Уфимский гарнизонный военный суд своим решением от 14 ноября 2011 года в его удовлетворении отказал.
Не соглашаясь с таким решением суда, Четвериков подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
В обосновании этого Четвериков в жалобе указывает, что судом неправильно применены нормы материального права и неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В частности, он отмечает, что суд первой инстанции в обоснование правомерности отказа в заключении с ним договора социального найма привел довод о том, что только увольняемые военнослужащие реализуют свое право на получение жилья в порядке льготной очереди и вне очереди относительно других военнослужащих, которые продолжают службу.
При этом суд необоснованно сослался на нормы закона, регламентирующие обеспечение жилыми помещениями категории военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых по льготным основаниям, к которым он не относится, поскольку имеет выслугу более 20 лет. Какого либо приоритета друг перед другом у военнослужащих с выслугой 20 лет и более на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, продолжают ли они проходить военную службу или подлежат увольнению, законом не предусмотрено.
Как указывает заявитель, суду надлежало руководствоваться положениями абзаца 8 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который, по его мнению, выделяет в отдельную категорию военнослужащих, проходящих военную службу в закрытых военных городках, как находящихся в особых, более сложных социальных условиях относительно тех, кто заканчивает службу в более крупных населенных пунктах и действительно обеспечиваемых жильем на общих основаниях.
С учетом этого, как указывает заявитель, вывод суда об отсутствии у него оснований получить выделенное ему жилье по избранному месту жительства лишь по той причине, что он не увольняется в запас, а продолжает проходить военную службу, противоречит законодательству и свидетельствует о применении судом к спорным правоотношениям нормы права, не подлежащей применению.
В подтверждение своих доводов заявитель помимо собственного анализа норм законодательства ссылается также на кассационное определение Приволжского окружного военного суда от 30 июля 2010 года, вынесенное по его заявлению, связанному с отказом органа КЭЧ включить его в систему учета нуждающихся в получении жилого помещения, в котором, по его мнению, содержится суждение о том, что обеспечение военнослужащих постоянными жилыми помещениями по избранному месту жительства возможно как при увольнении с военной службы, так и без такового.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия окружного военного суда не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Поскольку Четвериковым, как это установлено по делу, контракт о прохождении военной службы был заключен до 1 января 1998 года и до настоящего времени он состоит на службе, его правовое положение относительно обеспечения жилым помещением следует определять согласно вышеприведенной норме закона, а именно, на первые пять лет он подлежал обеспечению служебным жилым помещением, а как продолживший службу свыше указанного срока должен обеспечиваться жилым помещением на общих основаниях.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Частью 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно ч. 5 ст. 57 названного кодекса по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права гражданин может состоять на жилищном учете не по месту своего жительства, однако получение жилого помещения и заключение на него договора социального найма возможно только по месту жительства.
Применительно к военнослужащим в силу специфики их правового статуса основания и порядок постановки их на жилищный учет и обеспечения жилыми помещениями регламентированы вышеупомянутой специальной нормой - ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которой в частности предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
По смыслу данной нормы военнослужащие упомянутых категорий, к каковым относится и заявитель, обладают правом на обеспечение жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства, что и было констатировано в соответствующем определении суда кассационной инстанции от 30 июля 2010 года в отношении заявителя, на которое он ссылается в кассационной жалобе.
В то же время реализовать это право с соответствующим предоставлением такого жилья и заключением на него договора социального найма военнослужащие могут только лишь либо непосредственно перед, либо после увольнения с военной службы, предполагающего последующий их переезд с целью дальнейшего проживания в избранное место жительства, что согласуется и с вышеприведенными положениями ст. 57 ЖК РФ о предоставлении жилого помещения гражданам по договору социального найма только по месту их жительства.
Иное толкование данных норм заявителем, предполагающее получение жилого помещения на указанных условиях в период прохождения им военной службы, и проживания в ином регионе, не совпадающем с местом получения жилья, противоречит сути и смыслу закона, что не может быть признано правильным.
Поскольку заявитель в настоящее время объективно не может проживать по избранному им месту жительства и местом его жительства является место его службы договор социального найма на выделенное ему в указанном месте жилое помещение заключен быть не может.
При таких данных надлежит констатировать, что в заключении договора социального найма Четверикову соответствующими жилищными органами отказано правомерно, о чем обоснованно указал в своем решении и суд первой инстанции.
Ссылки заявителя в жалобе на наличие у него особого, приоритетного перед другими военнослужащими права на получение жилого помещения по избранному месту жительства в период прохождения военной службы, равно как и доводы о неправильном истолковании и применении судом норм законодательства при разрешении спора основаны на ошибочном их понимании самим заявителем и поэтому не могут быть признаны состоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361, и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уфимского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2011 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 55498 подполковника Четверикова Олега Владимировича об оспаривании действий начальника ФГУ "Центральное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации, связанных с отказом в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение, оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя Четверикова О.В. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Приволжского окружного военного суда
В.Н. Филиппов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.