Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 03 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Яицкого Р.А.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Тертычной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части 3473 полковника Гусева А.В. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 27 января 2012 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 3473 прапорщика КОЛЕСНИКОВА Владислава Юрьевича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3473, утвержденного командиром названной воинской части, об отказе в постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Колесников проходит военную службу по контракту во Внутренних войсках МВД РФ с 1995 года, в настоящее время в войсковой части 3473 в должности старшего контролера.
Проживает в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 48,7 кв.м., предоставленной в 1976 году его матери, Колесниковой Н.И., на состав семьи 4 человека, в том числе заявителя. На указанной жилой площади, занимаемой по договору социального найма, помимо Колесникова зарегистрированы по месту жительства его мать, сын, сестра и племянник.
В связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе и предстоящим увольнением с военной службы Колесников в октябре 2011 года обратился с заявлением в жилищную комиссию войсковой части 3473 о признании его вместе с сыном, Колесниковым Н.В., нуждающимися в получении жилых помещений для постоянного проживания по месту военной службы в городе Заречном Пензенской области.
Решением вышеназванной жилищной комиссии от 31 октября 2011 года (протокол N 70), утвержденным командиром воинской части, Колесникову было отказано в постановке на данный учет на основании ч.3 ст. 52 ЖК РФ, а также распоряжений главнокомандующего Внутренними войсками МВД РФ от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 и от 20 сентября того же года N 4/22-10710.
Посчитав свои права нарушенными, Колесников обратился в Пензенский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеназванное решение жилищной комиссии воинской части и обязать ее повторно рассмотреть вопрос о нуждаемости его и членов его семьи в получении жилых помещений для постоянного проживания.
Рассмотрев данное заявление, Пензенский гарнизонный военный суд своим решением от 27 января 2012 года требования Колесникова удовлетворил.
Не согласившись с таким решением суда, командир войсковой части 3473 подал апелляционную жалобу, в которой просит данное решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение.
В обоснование жалобы командир воинской части указывает на то, что в отличие от ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, предусматривавшего возможность принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не только по месту жительства, но и по месту работы, Жилищный кодекс РФ предусматривает постановку на такой учет только органами местного самоуправления.
При этом распоряжения главнокомандующего ВВ МВД РФ от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 и от 20 сентября того же года N 4/22-10710 содержат разъяснения, согласно которым военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий на общих основаниях, то есть с 1 марта 2005 года только органом местного самоуправления.
В связи с этим, делает вывод автор апелляционной жалобы, Колесникову было правомерно отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При этом вывод суда первой инстанции об обратном, по мнению должностного лица, основан на неправильном толковании закона и противоречит действующему законодательству.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение Пензенского гарнизонного военного суда от 27 января 2012 года по настоящему гражданскому делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу командира войсковой части 3473 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представлены документы, которые не подтверждают данное право, а также не истек предусмотренный статьей 53 данного Кодекса срок после намеренного ухудшения жилищных условий. При этом решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на вышеназванные нарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи.
Из содержания решения жилищной комиссии войсковой части 3473 от 31 октября 2011 года (протокол N 70) видно, что заявителю было отказано в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении на основании ч.3 ст. 52 ЖК РФ, а также распоряжений главнокомандующего Внутренними войсками МВД РФ от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 и от 20 сентября того же года N 4/22-10710, то есть в связи с обеспечением военнослужащих жильем с 1 января 2005 года, по мнению жилищной комиссии, только через органы местного самоуправления.
Однако данный вывод комиссии противоречит действующему жилищному законодательству и нарушает права заявителя, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В силу положений п. 2 названной статьи жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД РФ, утвержденной приказом Министра внутренних дел России от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
При таких обстоятельствах заявитель, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года, вопреки доводам апелляционной жалобы, имеет все основания в соответствии с действующим жилищным законодательством обратиться для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения им военной службы для обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, где он проходит военную службу.
Более того, в нарушение вышеназванных положений закона решение жилищной комиссии обязательной ссылки на основания отказа в принятии на учет нуждающихся, установленные частью 1 статьи 54 ЖК РФ, не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным вышеназванное решение жилищной комиссии войсковой части 3473 от 31 октября 2011 года об отказе в постановке заявителя на учет нуждающихся в получении жилых помещений и, поскольку по существу решение о нуждаемости заявителя и членов его семьи с учетом занимаемого ими жилого помещения комиссией не выносилось, не предрешая возможного решения, возложил на нее обязанность повторно рассмотреть данный вопрос.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 27 января 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 3473 прапорщика Колесникова Владислава Юрьевича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3473, утвержденного командиром названной воинской части, об отказе в постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира воинской части - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья
Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.