Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 13 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Тертычной Е.В.,
с участием заявителя Ботряковой Н.В. и ее представителя-адвоката Шуваркиной Т.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя адвоката Шуваркиной Т.П. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 11 мая 2012 года, которым оставлено без удовлетворения заявление военнослужащей отряда пограничного контроля "Поволжье" Пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской областям прапорщика БОТРЯКОВОЙ Нины Владимировны об оспаривании решения жилищной комиссии названного отряда о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., объяснения заявителя Ботряковой Н.В. и ее представителя-адвоката Шуваркиной Т.П. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Ботрякова Н.В. проходит военную службу по контракту в отряде пограничного контроля "Поволжье" Пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской областям в должности контролера 1 категории ОПК КПП "Самара-аэропорт".
В феврале 2004 года ее мужу, Ботрякову А.К., брак с которым в июле 2007 года был расторгнут, на состав семьи из 4 человек, в том числе заявителя, была предоставлена по линии Министерства обороны РФ, где тот проходил военную службу, 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 82,99 кв.м.
25 октября 2005 года Ботрякова Н.В. вместе с дочерью, Ботряковой А.А., 1990 года рождения, снялись с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и с 28 октября того же года зарегистрировались по месту жительства в доме, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 54,2 кв.м., принадлежащем отцу ее мужа, Ботрякову К.С.
22 октября 2008 года они снялись с регистрационного учета по данному адресу и Ботрякова Н.В. с 10 апреля 2009 года зарегистрировалась по месту прохождения военной службы, а ее дочь с 26 ноября 2008 года - вновь по месту жительства своего отца, указанному выше.
Решением жилищной комиссии отряда пограничного контроля "Поволжье" Пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской областям от 28 сентября 2009 года Ботрякова Н.В. была признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена с 10 августа 2009 года на соответствующий учет.
В связи с проводимой в ноябре 2011 года проверкой жилищных дел и перерегистрацией лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, решением жилищной комиссии от 17 ноября 2011 года Ботряковой Н.В. было указано на необходимость представить в жилищную комиссию до 17 декабря 2011 года определенный перечень документов.
Решением этой же жилищной комиссии от 25 января 2012 года (протокол N 1) она была на основании п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ исключена из списков нуждающихся в жилых помещениях.
Посчитав свои права нарушенными, Ботрякова Н.В. обратилась в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным вышеназванное решение жилищной комиссии отряда пограничного контроля "Поволжье" Пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской областям об исключении ее из списков лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и восстановить ее в данных списках.
Рассмотрев данное заявление, Самарский гарнизонный военный суд своим решением от 11 мая 2012 года отказал Ботряковой Н.В. в удовлетворении ее требований.
Не согласившись с таким решением суда представитель заявителя адвокат Шуваркина Т.П. подала апелляционную жалобу, в которой просит данное решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
При этом, по ее мнению, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, а его выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование представитель заявителя, не соглашаясь с выводом суда о том, что Ботрякова Н.В., снявшись с регистрационного учета, намеренно ухудшила свои жилищные условия посредством изменения права пользования жилым помещением, но не 25 октября 2005 года, а 22 октября 2008 года, указывает на то, что снятие заявителя с учета 25 октября 2005 года по адресу: "адрес", было связано с несложившимися семейными отношениями и носило вынужденный характер.
При этом, по утверждению представителя заявителя, суд ошибочно признал, что заявитель была вселена в дом отца ее мужа как член его семьи, поскольку с последним было заключено устное соглашение о регистрации по месту жительства без фактического ее проживания в указанном доме, в связи с чем она в силу ст. 31 ЖК РФ не может относиться к членам семьи собственника жилого помещения.
Также, по мнению представителя заявителя, не установлены судом и намеренные, то есть умышленные действия заявителя, в результате которых она могла бы быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Далее представитель заявителя со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 51 и ст. 53 ЖК РФ обращает внимание на то, что Ботрякова Н.В. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или собственником жилого помещения, а также членом семьи таких граждан, ее семейные отношения с бывшим мужем прекращены на основании решения мирового судьи судебного участка N 36 Промышленного района города Самары от 17 июля 2007 года, при этом она фактически не проживает в предоставленной мужу квартире с 25 октября 2005 года, то есть более 5 лет на момент принятия оспариваемого решения жилищной комиссии.
Также, по мнению автора апелляционной жалобы, суд при вынесении решения не учел положения п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о невозможности исключения военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует отдельным категориям военнослужащих безвозмездное предоставление жилой площади на условиях социального найма по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий. При этом анализ вышеназванных статей закона позволяет прийти к выводу о том, что военнослужащие обладают правом быть обеспеченными от государства бесплатным жилым помещением лишь единожды.
Как видно из материалов дела, в феврале 2004 года Ботрякову А.К., на тот момент мужу заявителя, на состав семьи из 4 человек, в том числе Ботрякову Н.В., была предоставлена по линии Министерства обороны РФ, где тот проходил военную службу, 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 82,99 кв.м., жилой - 48,29 кв.м.
При этом на тот момент семья заявителя была обеспечена государством жилым помещением по установленным нормам, поскольку учетная норма, позволяющая гражданам быть признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим в тот период Законом Самарской области от 19 января1999 года N 5-ГД "О жилище" составляла по названной области 8 и менее квадратных метров жилой площади.
Таким образом, государство, предоставив супругу заявителя на состав семьи из 4 человек, в том числе и на заявителя, жилое помещение, соответствующее установленным нормам, тем самым реализовало и в отношении самой Ботряковой Н.В. свои жилищные обязательства.
Впоследствии заявитель в 2005 году снялась с регистрационного учета по вышеназванному жилому помещению и зарегистрировалась вначале по месту жительства отца мужа по адресу: "адрес", а в 2009 году - по месту прохождения военной службы.
Поскольку, как указано выше, по смыслу закона государство гарантирует безвозмездное обеспечение жилыми помещениями военнослужащих по установленным нормам за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение таковых только единожды, последующие действия заявителя, связанные с выездом и снятием ее с регистрационного учета из вышеуказанной квартиры, ранее предоставленной Министерством обороны РФ, повлекли за собой фактическое оставление Ботряковой Н.В. данного жилого помещения своему бывшему супругу и детям, что расценивается не как намеренное ухудшение заявителем жилищных условий, предусмотренное статьёй 53 ЖК РФ, а как обстоятельства, исключающие возможность повторного обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма по месту службы за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, к числу которых относится и ФСБ России.
В данной связи решение жилищной комиссии отряда пограничного контроля "Поволжье" Пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской областям об исключении Ботряковой Н.В. из списков нуждающихся в жилых помещениях является правильным, поскольку оснований ее постановки на данный учет не имелось, как не имеется и оснований повторного предоставления ей бесплатного жилого помещения в порядке реализации Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Поскольку при вышеуказанных обстоятельствах в настоящее время заявитель не обладает правом на повторное получение жилой площади, нельзя признать состоятельными доводы апелляционной жалобы со ссылкой на п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о невозможности исключения заявителя без ее согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы.
При этом ссылка в апелляционной жалобе на якобы имевший место вынужденный характер снятия заявителя с регистрационного учета по прежнему месту жительства, связанный с несложившимися семейными отношениями, на правильность решения жилищной комиссии о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях не влияет, поскольку не порождает обязанности у государства при указанных обстоятельствах повторно выделять заявителю жилое помещение для постоянного проживания.
В связи с этим решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является правильным.
При этом суд первой инстанции мотивировал свое решение тем, что Ботрякова Н.В., снявшись 22 октября 2008 года с регистрационного учета по адресу: "адрес", намеренно ухудшила свои жилищные условия посредством изменения права пользования жилым помещением, при этом не прошел срок, установленный ст. 53 ЖК РФ. Данный вывод суда является ошибочным, однако на законность принятого по делу решения об отказе в удовлетворении требований заявителя не влияет, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 362 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 11 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащей отряда пограничного контроля "Поволжье" Пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской областям прапорщика Ботряковой Нины Владимировны об оспаривании решения жилищной комиссии названного отряда о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя адвоката Шуваркиной Т.П. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья
Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.