Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 13 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Клубкова ЮВ.,
Родионова А.А.,
при секретаре Тертычной Е.В.,
с участием представителя командира войсковой части 3473 старшего лейтенанта юстиции Аброскина М.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Безыкорнова А.П. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 2 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 3473 старшего сержанта
Безыкорнова Александра Петровича об оспаривании действий командира войсковой части 3473 и командира взвода специального назначения этой же воинской части, связанных с непредставлением заявителю отпусков.
Заслушав доклад судьи Родионова А.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, а также доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на неё, объяснения представителя командира войсковой части 3473 старшего лейтенанта юстиции Аброскина М.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Безыкорнов проходит военную службу по контракту в войсковой части 3473, является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
В связи с полученным ранением Безыкорнов в период с 13 июля 2009 года по 1 июля 2011 года находился на непрерывном стационарном и амбулаторном лечении, в связи с чем основной отпуск за 2009 года, а также основной и дополнительный отпуска за 2010 год ему командованием воинской части не предоставлялись.
24 февраля и 3 марта 2012 года Безыкорнов дважды обращался по команде с рапортами о предоставлении ему основного отпуска за 2009 и 2010 годы в количестве 60 суток, а также и дополнительного отпуска за 2010 год в количестве 15 суток, соответственно, однако таковые ему предоставлены не были.
Считая свои права нарушенными, Безыкорнов обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать действия командира войсковой части 3473, связанные с отказом в представлении ему основного отпуска за 2009 год, основного и дополнительного отпусков за 2010 год, незаконными, обязать вышеназванное воинское должностное лицо устранить допущенное нарушение его прав путём предоставления таковых.
В судебном заседании Безыкорнов и его представитель уточнили свои требования и просили суд, кроме того, признать незаконным бездействие командира взвода специального назначения войсковой части 3473, который не передал по команде рапорты заявителя от 24 февраля и 3 марта 2012 года с ходатайством о предоставлении основного и дополнительного отпусков за вышеуказанные годы.
Гарнизонный военный суд решением от 2 мая 2012 года отказал в удовлетворении заявления Безыкорнова.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить по мотиву неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.
В обоснование своей просьбы заявитель в жалобе указывает, что судом первой инстанции не исследовались в полном объёме обстоятельства совершённого командиром взвода Смоленцевым И.О. бездействия, а вывод суда о том, что оспариваемое бездействие последнего не повлекло нарушение прав заявителя, основан лишь на пояснениях самого Смоленцева, который заинтересован в исходе дела.
Судом, по мнению Безыкорнова, не учтено то обстоятельство, что из содержания его рапорта от октября 2011 года командиру войсковой части 3473 было известно о необходимости предоставления ему отпусков в первом квартале 2012 года. В данной связи, утверждается далее в жалобе, вывод суда первой инстанции о неосведомлённости командира воинской части о наличии у заявителя желания использовать право на отпуск по тому лишь основанию, что рапорты Безыкорнова от 24 февраля и 3 марта 2012 года к нему не поступали, является ошибочным.
Приведя в жалобе положения части 5 статьи 37 Конституции РФ, пункта 5 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также ряда статей Устава внутренней службы ВС РФ, Безыкорнов в жалобе утверждает, что в них не имеется ссылки на необходимость подачи военнослужащим рапорта перед убытием в отпуск. Следовательно, делается вывод в жалобе, рапорт военнослужащего признаётся служебным документом, он не может являться обязательным, а его наличие или отсутствие не влияет на обязанность командования предоставить отпуск своему подчинённому.
В заключение жалобы заявитель утверждает, что судом первой инстанции не исследовался вопрос, почему в 2011 году ему были предоставлены основной и дополнительный отпуска за 2011 год, тогда как им к тому времени не были использованы основные отпуска за предшествующие годы, о чём командованию было доподлинно известно.
В своих письменных возражениях командир войсковой части 3473, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, просит в её удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных возражениях на неё, заслушав объяснения представителя командира войсковой части 3473 Аброскина М.А., судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными актами Российской Федерации.
Пунктами 5 и 5.1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено ежегодное предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основного отпуска, то есть то есть с января по декабрь текущего года, а военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах", к числу которых, согласно имеющейся в деле копии удостоверения, относится и заявитель, кроме того, и дополнительного отпуска продолжительностью 15 суток.
В соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 1 статьи 28, пунктом 1, подпунктом "а" пункта 4, пунктом 14 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы (далее в определении - Положение) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются основной и дополнительные отпуска на основании приказа командира воинской части. Продолжительность основного отпуска увеличивается военнослужащим - ветеранам боевых действий на 15 суток. В случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется в первом квартале следующего года.
Иного порядка предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории Российской Федерации, и использования ими основных и дополнительных отпусков, вопреки утверждению заявителя, вышеназванными федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено, равно как и не предусмотрена таковыми и возможность суммирования отпусков за несколько лет.
Возможность объединять ранее не использованные основные отпуска (но не более чем за два года), а также использовать их в течение года после возвращения из командировки предоставлена лишь тем военнослужащим, которые проходят военную службу за пределами территорий Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств, что прямо закреплено в пункте 15 статьи 29 Положения. Однако заявитель к числу таких военнослужащих не относится и таким правом не обладает.
С учётом вышеприведённых положений нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на реализацию предусмотренного законом права лиц, проходящих военную службу, на отдых, судебная коллегия констатирует, что с рапортами о предоставлении основного и дополнительного отпусков заявитель был вправе обратиться до истечения первого квартала года, следующего за годом, в котором у него возникло такое право, то есть до 31 марта 2010 года по требованию о предоставлении основного отпуска за 2009 год и до вышеуказанной календарной даты 2011 года по требованию о предоставлении основного и дополнительного отпусков за 2010 год, чего Безыкорновым сделано не было.
При этом, вопреки ошибочному мнению заявителя в жалобе, закреплённый в пункте 14 статьи 29 Положения порядок предоставления военнослужащим и использования ими отпусков не нарушает его прав и охраняемых законом интересов, что подтверждено позициями как Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 19 марта 2007 года N ВКПИ08-14, на которое ссылается в своей жалобе заявитель, так и Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в многочисленных определениях по жалобам граждан о проверке конституционности пункта 14 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Безыкорнов в связи с полученным ранением с 13 июля 2009 года по 1 июля 2011 года находился на непрерывном стационарном, а затем и амбулаторном лечении, в связи с чем основной отпуск за 2009 года, а также основной и дополнительный отпуска за 2010 год ему не предоставлялись.
По окончании лечения Безыкорнову на основании его рапортов были предоставлены основной (с 3 по 21 августа и с 1 по 15 ноября 2011 года) и дополнительный (с 22 ноября по 6 декабря 2011 года) отпуска за 2011 год.
В удовлетворении рапортов Безыкорнова от 12 и 14 октября 2011 года о предоставлении ему с 1 января 2012 года основного отпуска за 2009 и 2010 годы продолжительностью 60 суток и с 15 декабря 2011 года дополнительного отпуска за 2010 года в количестве 15 суток командованием воинской части было отказано со ссылкой на пункт 14 статьи 29 Положения.
Действия командира войсковой части 3473, связанные с отказом в предоставлении отпусков по рапортам от 12 и 14 октября 2011 года, Безыкорновым ранее не обжаловались. Не оспариваются заявителем эти действия командования и при рассмотрении настоящего гражданского дела, в связи с чем у судебной коллегии не имеется оснований для проверки доводов апелляционной жалобы заявителя, касающихся этих действий воинского должностного лица.
Что же касается требования заявителя о признании незаконными действий командира войсковой части 3473, связанных с отказом предоставить Безыкорнову основной отпуск за 2009 и 2010 годы, а также дополнительный отпуск за 2010 год по его рапортам от 24 февраля и 3 марта 2012 года, то судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что Безыкорнов 24 февраля и 3 марта 2012 года подал по команде 2 рапорта о предоставлении ему с 15 мая 2012 года дополнительного отпуска за 2010 год в количестве 15 суток и с 10 марта 2012 года основного отпуска за 2009 и 2010 годы в количестве 60 суток, соответственно.
Между тем, как бесспорно установлено по делу, эти рапорта заявителя к командиру войсковой части 3473 не поступили и им не рассматривались. Данное обстоятельство подтверждается отсутствием на рапортах заявителя резолюций командира войсковой части 3473, объяснениями в судебном заседании суда первой инстанции его представителя Аброскина М.А., а также командира взвода специального назначения вышеназванной воинской части Смоленцева И.О., который в судебном заседании пояснил, что рапорта Безыкорнова он по команде не передавал, поскольку выезжал на полевые выходы.
При таких установленных по делу обстоятельствах командиром войсковой части 3473 права и законные интересы заявителя нарушены не были, к правильному выводу о чём пришёл суд первой инстанции.
Что же касается доводов заявителя относительно осведомлённости командира войсковой части 3473 о неиспользовании им основного и дополнительного отпусков за 2009 и 2010 года и необходимости их предоставления ему по тому основанию, что именно на командире воинской части, в силу возложенных на него Уставом внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации полномочий лежит обязанность по правовой и социальной защите военнослужащих Российской Федерации, то они не могут повлиять на правильность принятого по делу решения, поскольку у командира воинской части отсутствовали законные основания для предоставления заявителю этих отпусков, о чём ещё в октябре 2011 года было сообщено последнему.
В соответствии с часть 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить действия (бездействие) должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.
К действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку, как это было установлено по делу, Безыкорнов утратил право на использование основного отпуска за 2009 и 2010 годы, а также дополнительного отпуска за 2010 год, и у командования воинской части отсутствовали законные основания для их предоставлению заявителю, действия его непосредственного начальника - командира взвода специального назначения вышеназванной воинской части Смоленцева не повлекли за собой нарушения права Безыкорнова на отдых, в связи с чем судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении и в этой части заявителя.
Оснований не согласиться с решением суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 2 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 3473 старшего сержанта Безыкорнова Александра Петровича об оспаривании действий командира войсковой части 3473 и командира взвода специального назначения этой же воинской части, связанных с непредставлением заявителю отпусков, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Приволжского окружного
военного суда
А.А. Родионов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.