Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 13 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ментова В.Г.,
судей: Иванчикова Д.А.,
Леднёва А.А.,
при секретаре Кадилиной М.О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Военной академии тыла и транспорта на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 28 марта 2012 года, которым частично удовлетворено заявление полковника
Торопова Сергея Юрьевича
об оспаривании действий начальника Ульяновского военно-технического института филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего, профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны РФ, начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны РФ и руководителя Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", связанных с невыплатой заявителю денежных сумм.
Заслушав доклад судьи Леднёва А.А., судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
С 8 июля 2009 года Торопов С.Ю. проходил военную службу по контракту в должности заместителя начальника кафедры тактики и общевоенных дисциплин Ульяновского военно-технического института филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны РФ (далее по тексту - УВТИ).
14 мая 2011 года приказом Министра обороны РФ N 542 он был освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение начальника названного института.
С 13 августа 2011 года Торопов С.Ю. полагается сдавшим указанную должность и зачисленным в распоряжение начальника УВТИ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
24 сентября 2011 года Торопов С.Ю. приказом Статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ от 24 сентября 2011 года N 262 зачислен в распоряжение командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при войсковой части 83531, а с 1 октября 2011 года на основании приказа командира войсковой части 83531 N 223 он поставлен на все виды довольствия.
В январе 2012 года Торопову С.Ю. стало известно, что начальник УВТИ не выплатил ему дополнительное материальное стимулирование за 2009 год, уменьшил ему названное стимулирование за 1-й и 2-й кварталы 2010 года и не выплатил в 3-м и 4-м кварталах 2010 года, а также не выплатил ему дополнительное материальное стимулирование по итогам его службы за 1-й и 2-й кварталы 2011 года.
Полагая, что данными действиями должностных лиц нарушены его права, Торопов С.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать неправомерными действия начальника УВТИ, начальника ВАТТ, связанные с неполным доведением (недоплатой) ему денежного довольствия: дополнительных выплат за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2009 года, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 28 марта 2009 года N 115; снижением дополнительных выплат за 1-й и 2-й кварталы 2010 года; невыплатой дополнительных выплат за 3-й и 4-й кварталы 2010 года; невыплатой дополнительных выплат за 1-й и 2-й кварталы 2011 года, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N1010;
- обязать названных должностных лиц издать приказы о выплате ему дополнительных выплат за указанные периоды в полном объёме;
- обязать ФКУ "ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и республике Мордовия" на основании этих приказов произвести установленные дополнительные выплаты.
Ульяновский гарнизонный военный суд решением от 28 марта 2012 года заявление Торопова С.Ю. удовлетворил частично.
Суд признал необоснованными действия начальника УВТИ, связанные с невыплатой заявителю дополнительного материального стимулирования за четвертый квартал 2010 года и выплатой в меньшем размере, чем предусмотрено расчётной суммой, этой дополнительной выплаты за 1-й и 2-й кварталы 2011 года.
Суд обязал начальника ВАТТ отменить соответствующие пункты названных приказов и издать приказ о выплате Торопову С.Ю. дополнительного материального стимулирования за 1-й и 2-й кварталы 2011 года исходя из размеров, установленных для данной категории военнослужащих на момент производства выплаты, и произвести её с учётом выплаченных Торопову С.Ю. каждый раз 10000 рублей за 1-й и 2-й кварталы 2011 года, а также обязал названное должностное лицо издать приказ о выплате дополнительного материального стимулирования Торопову за 4-й квартал 2010 года исходя из размеров, установленных для данной категории военнослужащих на момент производства выплаты, и произвести её.
В остальной части заявление Торопова С.Ю. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением суда, начальник ВАТТ подал апелляционную жалобу, в которых просит его отменить, отказав в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает, что вывод суда об исполнении заявителем обязанностей по должности по июнь 2011 года включительно является ошибочным, поскольку Торопов С.Ю. был зачислен в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, а именно с сокращением его должности с 1 сентября 2010 года.
При этом беседа 25 июля 2011 года командованием УВТИ с Тороповым С.Ю. была проведена в связи с предстоящей ликвидацией филиала в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 12 июля 2011 года N 1136.
Далее автор жалобы указывает, что заявителем пропущен трёхмесячный срок обращения в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, так как вывод суда об ознакомлении Торопова С.Ю. с оспариваемыми приказами лишь в ходе судебного процесса является несостоятельным, поскольку законом не предусмотрена обязанность начальников доводить до военнослужащих приказы о выплате дополнительного материального стимулирования. Вместе с тем дополнительное материальное стимулирование доводится до военнослужащих и лиц гражданского персонала путём зачисления денежных средств на личные банковские карточки.
Кроме того, как далее отмечается в жалобе, право устанавливать размер дополнительного материального стимулирования делегировано командирам воинских частей (начальникам) с учётом двух условий: прохождения военнослужащим военной службы по контракту и исполнения им своих должностных обязанностей в тот период, за который производятся дополнительные выплаты.
В заключение жалобы начальник ВАТТ обращает внимание на то обстоятельство, что кроме начальника УВТИ, уполномоченного в вышеуказанном порядке в принятии решения о дополнительном материальном стимулировании подчинённых ему военнослужащих, в случае ликвидации данной воинской должности, при которой не предполагается передача прав и обязанностей в порядке правопреемства, принимать иные решения не имеет право никто иной из вышестоящих воинских должностных лиц.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе должностного лица, чьи действия оспариваются, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента России Министром обороны РФ 26 июля 2010 года издан приказ N 1010, которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.
Согласно п. 2 названного приказа Министр обороны РФ установил выплачивать военнослужащим за счёт бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих Вооружённых Сил, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы.
В силу п.п. 1 - 5 вышеназванного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до воинских частей Вооружённых Сил.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций ВС РФ, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно пунктам 6 и 7 указанного Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объёмов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 4 этого же Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях ВС РФ на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведённых на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
По смыслу этих положений приказа Министра обороны РФ и утверждённого им Порядка рассматриваемая дополнительная выплата имеет исключительно стимулирующий характер и вопрос о её производстве военнослужащим и определении её размера отнесён к компетенции соответствующего командира (начальника).
Юридически значимыми обстоятельствами для выплаты дополнительного материального стимулирования является прохождение военнослужащим военной службы по контракту на момент определения размера экономии бюджетных средств по результатам использования лимитов бюджетных обязательств по итогам квартала, последующее доведение этих сумм до воинских частей, установление Министром обороны РФ расчётных сумм для каждой категории военнослужащих и доведение их до воинских частей, издание командирами воинских частей приказов на выплату подчинённому личному составу дополнительного материального стимулирования.
Как видно из материалов дела, вопреки мнению автора жалобы, Торопов С.Ю. исполнял обязанности по воинской должности до 12 августа 2011 года.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из приказа начальника Ульяновского военно-технического института от 12 августа 2011 года N 161, согласно которой именно в этот день Торопов С.Ю. сдал дела и должность.
Как усматривается из материалов дела, к категориям военнослужащих, которым ограничивается размер дополнительного материального стимулирования, либо которые вовсе не представляются к данной выплате, Торопов С.Ю. не относился.
Из анализа п.п. 4, 5, 7 и 8 Порядка, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010, следует, что эти пункты Порядка ограничивают размер минимального дополнительного стимулирования, которое подлежит выплате военнослужащему.
Согласно сообщению руководителя ФБУ "ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" расчетная сумма в 1 квартал 2011 года установлена в размере 50 000 рублей на одного военнослужащего в высшем военно-учебном заведении.
Согласно сообщению врио начальника ВАТТ расчетная сумма во 2 квартале 2011 года была установлена в размере 35 000 рублей на одного военнослужащего.
Следовательно, та сумма дополнительного материального стимулирования, которая была выплачена заявителю за 1 и 2 кварталы 2011 года, в каждом по 10 000 рублей, является меньше той суммы, которая установлена на указанные расчётные периоды.
Исходя из указанного суд первой инстанции верно пришёл к выводу о том, что Торопову С.Ю. подлежит произвести выплату дополнительного материального стимулирования за 1-й и 2-й кварталы 2011 года исходя из размеров, установленных для данной категории военнослужащих на момент её производства и с учётом выплаченных Торопову С.Ю. каждый раз 10000 рублей за 1-й и 2-й кварталы 2011 года.
Необоснованным является и довод начальника ВАТТ о пропуске Тороповым С.Ю. срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, поскольку, как достоверно установлено в судебном заседании, Торопов С.Ю. впервые ознакомился с приказами о выплате дополнительного материального стимулирования военнослужащим УВТИ только после того, как они были истребованы судом из филиала Центрального архива Центрального военного округа.
При этом согласно п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, единовременные дополнительные выплаты производятся, если обращение за их получением последовало до истечения трех лет со дня возникновения права на них.
Что касается довода автора жалобы об отсутствии у вышестоящих воинских должностных лиц права принимать решения о дополнительном материальном стимулировании подчинённых ему военнослужащих в связи с ликвидацией УВТИ, которая являлась филиалом по отношению к ВАТТ, то он является несостоятельным, поскольку, как усматривается из сообщения врио начальника ВАТТ от 10 ноября 2011 года N 2785, по обязательствам УВТИ отвечает ВАТТ.
С учётом изложенного приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 28 марта 2012 года по гражданскому делу по заявлению Торопова Сергея Юрьевича об оспаривании действий начальника Ульяновского военно-технического института филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего, профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны РФ, начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны РФ и руководителя Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", связанных с невыплатой заявителю денежных сумм, оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица, чьи действия оспариваются, - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского окружного военного суда
А.А. Леднёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.