Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 14 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Яицкого Р.А.,
Филиппова В.Н.,
при секретаре Масловой О.В.,
с участием представителя командира войсковой части 3706 старшего лейтенанта юстиции Кондратьева С.В. рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу представителя командира войсковой части 3706 старшего лейтенанта юстиции Кондратьева С.В. на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 29 мая 2012 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части 3706 старшего прапорщика Иванова Вячислава Викторовича об оспаривании действий председателя жилищной комиссии и командира войсковой части 3706, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Филиппова В.Н. и выступление представителя командира войсковой части 3706 старшего лейтенанта юстиции Кондратьева С.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Иванов проходит военную службу по контракту в войсковой части 3706.
Решением жилищной комиссии войсковой части 3706 от 11 мая 2012 года (протокол N 6), утвержденным командиром названной воинской части, Иванову было отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения и постановке на соответствующий учет в воинской части со ссылкой на положения ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, согласно которым такая постановка на жилищный учет осуществляется органом местного самоуправления.
Полагая, что этим нарушены его права, Иванов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение жилищной комиссии от 11 мая 2012 года (протокол N 6) в соответствующей его части и действия командира войсковой части 3706, утвердившего названное решение, незаконными и обязать председателя жилищной комиссии и командира части признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить в списки очередников на получение жилого помещения.
Решением Ульяновского гарнизонного военного суда от 29 мая 2012 года заявление Иванова удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с таким решением суда, представитель командира войсковой части 3706 старший лейтенант юстиции Кондратьев С.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
В обоснование этого он в жалобе указывает, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В этой связи, отмечает представитель должностного лица в жалобе, заявителю следует обратиться для постановки на жилищный учет в органы местного самоуправления по месту жительства, а не к командованию воинской части.
Кроме того, в жалобе выражается мнение о том, что поскольку Иванов на новое место службы не прибывал, а постоянно проживал в городе Димитровграде, то он не подпадает под категорию военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Заявителем Ивановым поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он выражает мнение о законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения и просьбу об оставлении его без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя командира войсковой части 3706 старшего лейтенанта юстиции Кондратьева С.В. и оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Выводы суда по делу основаны на правильной оценке исследованных фактических данных и верном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Так, ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Из анализа этих законодательных норм следует вывод, что вопросы предоставления военнослужащим-гражданам и членам их семей жилых помещений в период пребывания их на военной службе находятся в ведении того министерства (ведомства), где они проходят военную службу, при этом постановка их на жилищный учет осуществляется жилищными органами по месту прохождения военной службы.
Именно в соответствии с этим смыслом вышеприведенных норм был разработан и принят ведомственный нормативный акт - Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД РФ, утвержденная приказом Министра внутренних дел России от 12 февраля 2010 года N 75, пунктом 22 которой предусмотрено, что военнослужащие этого ведомства включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
При этом положения ст. 52 ЖК РФ по своему смыслу предполагают, что гражданину предоставляется возможность выбора места принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено по делу, заявитель 30 марта 2012 года обратился к командованию с соответствующим рапортом, выразив в нем желание улучшить свои жилищные условия по месту прохождения военной службы и представив необходимые документы, что соответствовало вышеприведенным положениям законодательства и обязывало жилищную комиссию рассмотреть данный рапорт по существу и при наличии оснований принять решение о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на жилищный учет.
Как видно из выписки из протокола заседания жилищной комиссии воинской части от 11 мая 2012 года N 6 (л.д. 5-7), жилищная комиссия констатировала в нем наличие у Иванова права на признание нуждающимся в жилом помещении, однако при этом необоснованно отказала в постановке его на жилищный учет в воинской части, посчитав, что постановка его на такой учет должна осуществляться органом местного самоуправления, что противоречит вышеприведенным законодательным положениям.
То обстоятельство, что заявитель на новое место военной службы не прибывал, а постоянно проживал в городе Димитровграде, вопреки мнению автора жалобы, не лишает его права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения службы.
Исходя из этого суд первой инстанции правомерно признал упомянутое решение жилищной комиссии, утвержденное командиром воинской части, необоснованным и возложил на данный орган и должностное лицо обязанность пересмотреть вопрос о нуждаемости заявителя в жилом помещении и постановке его на жилищный учет.
Данный вывод суда убедительно мотивирован в решении, что не дает оснований поставить его под сомнение по изложенным в апелляционной жалобе доводам, которые следует признать несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 29 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 3706 старшего прапорщика Иванова Вячислава Викторовича об оспаривании действий жилищной комиссии и командира войсковой части 3706, связанных с отказом в признании заявителя нуждающимся в жилом помещении, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира названной воинской части - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Приволжского окружного военного суда
В.Н. Филиппов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.