Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 26 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Ляпина Н.А.,
судей: Николаева И.В.,
Безбородова С.П.,
при секретаре Бадрутдиновой Л.Т. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Петрова А.В. - адвоката Филимонова Д.А. на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 3473 старшего прапорщика Петрова Александра Валентиновича об оспаривании действий жилищной комиссии и командира войсковой части 3473, связанных с отказом в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Безбородова С.П., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, а также доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Петрову А.В. решением жилищной комиссии войсковой части 3473 от 31 января 2012 года (протокол N 73), утвержденным командиром названной части, со ссылкой на положения п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказано в постановке на жилищный учет и включении в списки очередности нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания и улучшения жилищных условий составом семьи из трех человек.
Считая отказ необоснованным, Петров А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать данное решение жилищной комиссии войсковой части 3473 незаконным, обязать жилищную комиссию повторно рассмотреть вопрос о постановке заявителя и членов его семьи на жилищный учет и включении в списки очередности нуждающихся в получении жилых помещений.
Гарнизонный военный суд, признав решение жилищной комиссии войсковой части 3473 законным и обоснованным, в удовлетворении заявления Петрова А.В. отказал, мотивировав это тем, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 88,4 кв.м., а его жена и дочь - членами семьи собственника жилого помещения общей площадью 105,4 кв.м.
В апелляционной жалобе, поданной в окружной военный суд, представитель заявителя - адвокат Филимонов Д.А., полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и нарушены нормы материального и процессуального права, просит решение отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы автор отмечает, что регистрация Петрова А.В. в квартире своей матери, которая является собственником жилого помещения, носит временный характер, жилое помещение не имеет коммунальных удобств и планируется к продаже. Собственники не намерены выделять доли при продаже жилого помещения.
Кроме того, члены семьи заявителя - жена и дочь прописаны и проживают в другом жилом помещении по месту жительства родителей супруги.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Петров А.В. проходит военную службу по контракту, заключенному 1 июня 2005 года, в войсковой части 3473, дислоцированной в "адрес".
В графе 21 послужного списка Петрова А.В. в качестве членов семьи записаны жена - Петрова И.Ю. и дочь - Петрова К.А.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 927 от 19 июля 2004 года, установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Жилищного кодекса РФ Министерство внутренних дел Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
К компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно п. 6 ст. 12 Жилищного кодекса РФ отнесено и определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, категории которых установлены федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.
Приказом от 12 февраля 2010 года N 75 Министра внутренних дел Российской Федерации утверждена Инструкция об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, в п. 22 которой указано, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях и состоять на учете в качестве таковых, указаны в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, а порядок их принятия - в ст. 52 названного Кодекса.
В частности, к категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма, признанным по установленным настоящим Кодексом или федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, отнесены и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.
В то же время в ст. 51 Жилищного кодекса перечислены основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В части 1 названной статьи закреплено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, Петров А.В. зарегистрирован и проживает с ноября 2004 года по настоящее время в жилом помещении общей площадью 88,4 кв.м., принадлежащем на праве собственности матери заявителя - Петровой Т.В., расположенном по адресу: "адрес". В данном жилом помещении также зарегистрированы и проживают отец заявителя - Петров В.Г. и их дочь - Москаленко А.А.
Жена и дочь заявителя - Петрова И.Ю. и Петрова К.А. зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью 105,4 кв.м., принадлежащем на праве собственности матери супруги заявителя - Москалевой Г.Т., расположенном по адресу: "адрес", в котором также зарегистрированы и проживают отец жены заявителя - Москалев Ю.В. и его мать Москалева В.И.
В судебном заседании Москалева Г.Т. показала, что, хотя Петров А.В. и прописан в помещении Петровой Т.В., однако фактически проживает со своей семьей в принадлежащем ей жилом помещении. Данное обстоятельство подтвердили Петров А.В. и Петрова И.Ю.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Аналогичная позиция изложена в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о заключении соглашений между собственниками жилых помещений с одной стороны и заявителем и членами его семьи с другой стороны, ограничивающих право пользования жилыми помещениями.
Отсутствуют в материалах дела и какие-либо письменные доказательства, свидетельствующие о том, что Петров А.В. и члены его семьи были вселены в указанные квартиры собственников жилых помещений не в качестве членов семей.
Таким образом, заявитель и члены его семьи имеют равные права пользования жилыми помещениями, в которых они зарегистрированы и проживают, наравне с их собственниками.
При этом утверждение Петровой Т.В. о том, что своего сына - Петрова А.В. она зарегистрировала в принадлежащем ей жилом помещении без права проживания, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку каких-либо данных, подтверждающих данное обстоятельство, в суде представлено не было.
Более того, согласно копии домовой книги для прописки граждан, проживающих в "адрес", в графе "цель приезда и на какой срок" указано, что прописка Петрова А.В. в указанном жилом помещении является постоянной.
Каких-либо иных записей, свидетельствующих о временном характере прописки, а также непредоставлении права проживания в данной квартире, в копии домовой книги не содержится.
Из рапорта Петрова А.В. от 20 января 2012 года о рассмотрении вопроса постановки на жилищный учет в войсковой части 3473 усматривается, что местом своего проживания и проживания членов его семьи указана "адрес" в "адрес".
Согласно решению Собрания представителей г.Заречного Пензенской области от 14 октября 2008 года N 590 "О внесении изменений в Решение Собрания представителей города Заречного от 8 сентября 2005 года N 105 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Заречном Пензенской области" учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, обеспеченность семьи заявителя с учетом фактического проживания в помещении общей площадью 105,4 кв.м. более установленной в г. Заречном учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения и улучшения жилищных условий для постоянного проживания.
Что касается довода автора жалобы о том, что собственники жилых помещений не имеют намерения выделять заявителю и членам его семьи доли из принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, то данное обстоятельство на правильность принятого судом решения не влияет, поскольку данный вопрос не был предметом судебного разбирательства в гарнизонном военном суде.
Поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо данные, указывающие на невозможность проживания в указанных жилых помещениях в связи с их несоответствием санитарным, техническим или иным требованиям, содержащуюся в жалобе ссылку адвоката на данное обстоятельство, как на основание признания Петрова А.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, судебная коллегия находит несостоятельной.
Не может повлечь отмену обжалуемого решения вопреки содержащемуся в апелляционной жалобе доводу адвоката Филимонова Д.А., и несовпадение регистрации заявителя и членов его семьи с местом их проживания, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, может не совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пензенского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2012 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части 3473 старшего прапорщика Петрова Александра Валентиновича об оспаривании действий жилищной комиссии и командира войсковой части 3473, связанных с отказом в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Петрова А.В. - адвоката Филимонова Д.А. - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Судья Приволжского
окружного военного суда С.П.Безбородов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.