Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Платицыной М.Н.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Цыгановой А.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года, по делу по иску Цыгановой А.В. к Муниципальному казенному учреждению "Транспортно-хозяйственное управление" Балаковского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Цыгановой А.В. к Муниципальному казенному учреждению "Транспортно-хозяйственное управление" Балаковского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Цыгановой А.В., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Муниципального казенного учреждения "Транспортно-хозяйственное управление" Балаковского муниципального района Сербиной О.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Савиной С.В., возражавшей против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Цыганова А.В. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Транспортно-хозяйственное управление" Балаковского муниципального района (далее - МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование требований Цыганова А.В. указала, что 29 августа 2011 г. была принята на работу "данные изъяты" МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР на штатную единицу введенную 29 августа 2011 г. в связи с применением в работе архивного отдела электронного документооборота по представлению муниципальной услуги и взаимодействию с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 26 января 2012 г. начальник архивного отдела обратился с письменной просьбой к руководителю учреждения о сокращении одной штанной единицы старшего архивариуса. Директор МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР 27 января 2012 года обратился к главе администрации района с просьбой о сокращении штата работников МКУ "Транспортно-хозяйственное управление". 06 февраля 2012 г. Цыганова А.В. была уведомлена о сокращении занимаемой ей должности и предстоящем увольнении несмотря на то, что администрации учреждения было известно о том, что она является членом территориальной избирательной комиссии БМР, так как участвовала в организации по подготовке и проведению выборов 04 декабря 2011 года депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ.
09 апреля 2011 г. истец была уволена в связи с сокращением штата работников МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР.
Цыганова А.В. считает увольнение незаконным, так как является членом территориальной избирательной комиссии БМР с правом совещательного голоса и на нее распространяется и действует до окончания срока полномочий в территориальной избирательной комиссии запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя. На заседании комиссии по высвобождению работников в связи с сокращением штата структурных подразделений МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР была предоставлена информация по отбору кандидатур на увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 2.9.10. коллективного договора преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов имеют работники с более высокой квалификацией, лица предпенсионного возраста. Аналогичные должности занимали еще четыре работника, с двумя из которых полагает имела равные права. Истец считает, что работодателем нарушена ст. 179 ТК РФ, а также ей не были предложены все имеющиеся свободные вакансии (ч.1 ст.180 ТК РФ).
Цыганова А.В. просила признать увольнение незаконным, восстановить ее на работе, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Цыганова А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным установлением фактических обстоятельств дела. Истец полагает нарушена процедура увольнения поскольку ей не были предложены должности сторожей, уборщиц, не оценивалось преимущественное право на оставление на работе, а также как член Территориальной избирательной комиссии БМР с правом совещательного голоса не могла быть уволена с работы по инициативе работодателя в период исполнения своих полномочий, до завершения избирательной компании (ч. 19 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"). 12 мая 2012 г. Центральная избирательная комиссия опубликовала Отчет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации и Сведениях о поступлении средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Российской Федерации и расходовании этих средств, завершив президентскую избирательную кампанию, однако была уволена 09 апреля 2012 г. Доводы жалобы аналогичны доводам иска.
В возражениях на жалобу МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР просит решение суда оставить без изменения. Ответчик полагает, что при проведении процедуры увольнения им соблюдены требования ст.ст. 179, 180 ТК РФ. Цыганова А.В. является членом избирательной комиссии Балаковского муниципального района с правом совещательного голоса, назначена Балаковским местным отделением политической партии "КПРФ". Территориальной избирательной комиссией Балаковского муниципального района финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, сдан в избирательную комиссию Саратовской области 28 марта 2012 г. Избирательная компания в Балаковском муниципальном районе после сдачи отчета была окончена.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Материалами дела установлено, что во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", внесенными изменениями в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в работу архивного отдела администрации БМР введен электронный документооборот по предоставлению муниципальной услуги и взаимодействию с ГУ Управление Пенсионного фонда в РФ в Балаковском районе Саратовской области. В связи с предполагаемым увеличением объема работы в штатное расписание МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР была введена пятая должность "данные изъяты" в сектор по архивным делам на которую приказом N218/2лс принята Цыганова А.В. с заключением трудового договора N 36 от 29 августа 2011 г.
В связи с тем, что значительного увеличения объема работы не произошло 27 января 2012 г. директор МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР обратился к Главе администрации Балаковского муниципального района с просьбой рассмотреть вопрос о сокращении штатной единицы старшего архивариуса по архивным делам МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР.
Приказом N 56 пр. от 01 февраля 2012 года директора МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР сформирована комиссия по высвобождению работников в связи с сокращением штатов которая постановила сократить в секторе по архивным делам МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР с 10 апреля 2012 года должность "данные изъяты" в количестве одной единицы - Цыганову А.В., что подтверждается протоколом N 01 от 01 февраля 2012 года.
06 февраля 2012 г. Цыганова А.В. была уведомлена о сокращении занимаемой должности и предстоящем увольнении, отсутствии вакантных мест, в Государственное учреждение "Центр занятости города Балаково" направлены сведения о высвобождаемых работниках, в том числе старшего архивариуса Цыгановой А.В.
15 марта 2012 г. Цыганова А.В. уведомлена о наличии вакансии в МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР по должности "данные изъяты" 10 разряда от которой, она отказалась письменно 26 марта 2012 г.
09 апреля 2012 г. истец была уволена приказом N 68 л/с в связи с сокращением штата работников МКУ "Транспортно-хозяйственное управление" БМР.
Цыганова А.В.является членом избирательной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области с правом совещательного голоса, назначена Балаковским местным отделением политической партии "КПРФ".
Статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что стороны трудового договора имеют право на расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
По инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут в случае сокращения численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Под сокращением численности работников понимается уменьшение общего количества работников всех или определённых (к данной профессии, специальности, квалификации) категорий в организации в целом, исключение из штатного расписания должностей, рабочих единиц по конкретным специальностям. Поскольку должности сокращены, то отсутствие работы по этим должностям носит постоянный, а не временный характер.
Сокращение численности или штата организации является правомерным основанием для расторжения трудового договора с работником, если сокращение численности работников или штата в организации действительно имело место, работник не обладает преимущественным правом остаться на работе, работник отказался от перевода на другую работу или работодатель не имел возможности перевести работника, с его согласия, на другую работу в той же организации; работник не менее чем за два месяца до увольнения, был предупреждён о предстоящем увольнении и если в рассмотрении данного вопроса участвовал выборный профсоюзный орган.
Отказывая истцу в иске, суд исходил из того, что процедура увольнения Цыгановой А.В. работодателем не была нарушена, преимущественное право на оставление на работе по отношению к другим работникам занимающим аналогичную должность проверялось, имевшиеся вакансии на предприятии предлагались, на момент увольнения избирательная компания в которой она принимала участие как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса была окончена, а следовательно, трудовой договор мог быть прекращен по основанию п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 ноября 2011 года N 442-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" было опубликовано в Российской газете" N 226С от 26 ноября 2011 года.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 07 марта 2012 года "О результатах выборов Президента Российской Федерации" опубликовано в "Российской газете" N 51 от 08 марта 2012 года.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в том числе при исполнении государственных или общественных обязанностей; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст.170 ТК РФ).
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
Одним из принципов, на которых строится работа избирательных комиссий в ходе организации и проведения выборов, референдумов, является принцип независимости, означающий в том числе, независимость и беспристрастность их членов как лиц, наделенных публично-значимыми функциями. Реализация этого принципа требует от федерального законодателя предоставления тем из них, кто осуществляет полномочия члена избирательной комиссии наряду с обязанностями по трудовому договору, особых гарантий в рамках трудовых правоотношений.
При осуществлении своих полномочий, таких как наблюдение за организацией голосования, подсчет голосов избирателей, участников референдума, определение результатов выборов, избирательные комиссии действуют прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле обеспечение полномочий избирательных комиссий и их членов приобретает, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан, а потому федеральный законодатель был вправе обязать работодателя освобождать на период подготовки и проведения выборов или референдума работника - члена избирательной комиссии от исполнения трудовых обязанностей с сохранением за ним основного места работы (должности), а также ограничить работодателя в праве увольнять или переводить такого работника на другую работу (статьи 165 и 170 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В то же время, соблюдая баланс конституционных прав, свобод и законных интересов обеих сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве, законодатель обязан соблюдать принцип соразмерности вводимых им ограничений конституционно значимым целям и не допускать искажения существа прав работодателя как стороны соответствующего трудового правоотношения.
По буквальному смыслу положения пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исключается возможность увольнения по инициативе работодателя любого лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, в течение всего срока его полномочий (равно как и увольнение лица, исполняющего с правом совещательного голоса полномочия члена избирательной комиссии в период избирательной кампании), причем по любому из предусмотренных статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации оснований.
Прекращение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности и штата работников (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) не связано с поведением работника, а обусловлено реализацией работодателем закрепленного Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права на осуществление эффективной экономической деятельности и рациональное управление имуществом, предполагающего возможность самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) при соблюдении установленного порядка увольнения и гарантий трудовых прав работников, направленных против произвольного увольнения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2002 года N 3-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 867-О-О, от 17 декабря 2008 года N 1087-О-О, от 17 ноября 2009 года N 1383-О-О).
Из пункта 19 статьи 2 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что избирательная кампания это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Из сообщения территориальной избирательной комиссии Балаковского муниципального района от 20 апреля 2012 года, организовавшей выборы на территории района, членом которой является истец с правом совещательного голоса следует, что финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации территориальная избирательная комиссия Балаковского муниципального района сдала в избирательную комиссию Саратовской области 28 марта 2012 года, т.е. избирательная компания на территории района закончилась.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что увольнение Цыгановой А.В. 09 апреля 2012 года произошло после сдачи финансового отчета о поступлении и расходовании денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации поэтому не может нарушать прав истца как члена избирательной комиссии Балаковского муниципального района с правом совещательного голоса.
Доводы истца о дискриминации по политическим основаниям при расторжении с ней трудового договора не нашли своего подтверждения.
Судом установлено, что сокращение штата действительно имело место в соответствии с приказом директора МКУ "Транспортно-хозяйственного управления" от 06 февраля 2012 года, Цыганова А.В. не менее чем за два месяца до увольнения предупреждена под роспись о предстоящем увольнении, вакансия ей предлагалась, но от которой она отказалась, орган службы занятости населения был письменно предупрежден о высвобождаемых работниках и ожидаемом расторжении трудовых договоров с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований, Цыгановой А.В. были выданы документы и произведен окончательный расчет в день увольнения.
Согласно статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса (вакантную должность или работу соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья). При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую работу с учётом его образования, квалификации, опыта работы.
Перечень работников, которым предоставляется преимущественное право остаться на работе при сокращении численности или штата работников организации, содержится в статье 179 Трудового кодекса Российской Федерации.
Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (часть 1 вышеуказанной статьи Трудового кодекса Российской Федерации).
Если при решении вопроса о преимущественном праве окажется, что работники имеют равную производительность труда и квалификацию, то предпочтение отдаётся работникам, перечисленным в части 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о несоблюдении процедуры увольнения в связи с сокращением штата работников организации, неверной оценки личностных и деловых качеств истца по сравнению с работниками, занимающими аналогичные должности старших архивариусов, не предложение вакантных должностей, необоснованны.
Судом с учетом пункта 2.9.10 коллективного договора, норм действующего трудового законодательства проверены данные доводы и установлено, что при сокращении одной из пяти должностей старшего архивариуса, занимаемой в том числе и Цыгановой А.В., работодателем принимались во внимание характеризующие сотрудников данные: опыт работы в занимаемой должности, квалификация, образование, качество и объем выполняемой работы, семейное положение. Должность юрисконсульта по кадровым вопросам не могла быть предложена истцу, поскольку по квалификационным требованиям необходимо высшее профессиональное образование по специальности юриспруденция и стаж работы по специальности не менее одного года, чего у истца не имеется. По иным имевшимся вакантным должностям аналогичная ситуация. Должность уборщиков помещений 1 разряда не являлись вакантными, поскольку замещались на время отпуска основного работника, а должность сторожей 1 разряда не являлись вакантными, поскольку замещались на время болезни основного работника, вследствие чего не могли быть предложены Цыгановой А.В.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в связи с сокращением должности, занимаемой истцом, соблюдением процедуры увольнения, у ответчика имелись основания для увольнения Цыгановой А.В. по п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так как увольнение Цыгановой А.В. было признано законным, суд обоснованно отказал ей в удовлетворении требований о восстановлении на работе, выплате среднемесячного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются неправильным толкованием правовых норм и на правильность обжалуемого решения повлиять не могут, все они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цыгановой А.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.