Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 18 июля 2012 г. по делу N 33А-1367/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Давыдова Д.А. и Корсакова В.А.,
при секретаре Половинкине К.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 10 мая 2012 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Юсупова Арсена Магомедовича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Корсакова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищной комиссии войсковой части N, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года N N, Юсупову отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении с целью реализации права на получение государственного жилищного сертификата.
Полагая свои права нарушенными, Юсупов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным и обязать командира и жилищную комиссию его отменить и восстановить на жилищном учете.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично, на командира и жилищную комиссию войсковой части N возложена обязанность отменить указанное решение жилищной комиссии в части отказа в принятии заявителя на учет нуждающихся в получении жилых помещений, в удовлетворении требования о восстановлении на жилищном учете отказано.
В апелляционной жалобе командира войсковой части просит решение суда отменить по следующим основаниям.
Заявитель до 1 марта 2005 года с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения не обращался, а поэтому согласно распоряжению главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 19 апреля 2010 года N 4/22-4186 не может быть поставлен на такой учет.
Кроме того, по мнению должностного лица, заявитель обеспечен по нормам жилья в "данные изъяты", своего намерения передать имеющееся у него в собственности жилье заявитель не высказывал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Как видно из материалов дела, Юсупов проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. "данные изъяты", выслуга лет военной службы составляет более 20 лет, по месту службы имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". Согласно рапортов от 21 декабря 2011 года и от 12 января 2012 года заявитель просил уволить его с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на ней после получения им государственного жилищного сертификата с целью приобретения жилья в "данные изъяты".
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела, Юсупов относится к указанной категории лиц.
В соответствии с п. 14 ст. 15 названного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с п.п. "в" п. 16.1. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем при увольнении с военной службы по избранному им месту постоянного жительства при наличии у него жилья в другом месте, при условии его сдачи соответствующим квартирным органам и реализации им права на жилище путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N N N от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что основным мотивом отказа в признании Юсупова нуждающимся в получении жилого помещения послужило распоряжение главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ года N N, согласно которому военнослужащие после 1 марта 2005 года не могут быть поставлены на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 той же статьи Федерального закона жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Утверждение командования в апелляционной жалобе о том, что военнослужащие, не находившиеся на жилищном учёте до 1 марта 2005 года, могут быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма только в органах местного самоуправления по месту жительства, является ошибочным.
В абзаце втором пункта 2 вышеназванной статьи Федерального закона указано, что в таком порядке подлежат обеспечению жильём лишь граждане, уволенные с военной службы и до 1 января 2005 года принятые на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Юсупов к такой категории граждан не относится, так как он является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а следовательно, в случае нуждаемости в предоставлении жилого помещения подлежит обеспечению жильём тем органом исполнительной власти, в котором проходит военную службу.
Поэтому ссылка автора апелляционной жалобы на распоряжение заместителя министра внутренних дел - главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ года N N, согласно которому после 1 марта 2005 года заявитель по вопросу постановки на жилищный учёт должен обращаться в органы местного самоуправления, является необоснованной.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих внутренних войск МВД России определён в утверждённой приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N Инструкции, пунктом 22 которой предусмотрено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о незаконности снятия Юсупова с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Что касается жилого помещения, находящегося в собственности заявителя, то его Юсупов обязался сдать при предоставлении ему государственного жилищного сертификата с целью приобретения жилого помещения в избранном месте жительства.
Эти его действия соответствуют порядку, определенному в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 10 мая 2012 г. по заявлению Юсупова Арсена Магомедовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.