Кассационное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 15 февраля 2012 г. по делу N 33-200/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Зари А.И.,
Василенко И.И.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 25 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Айдемирова Тельмана Асланбековича об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных со снятием заявителя с учёта нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., объяснения заявителя Айдемирова Т.А. в обоснование кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2010 года жилищной комиссией войсковой части N (протокол N) Айдемиров признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для получения служебного жилья на состав семьи из пяти человек "данные изъяты").
Приказом командира войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ N Айдемиров, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключён из списков личного состава воинской части с 31 декабря того же года.
6 апреля 2011 года жилищной комиссией войсковой части N принято решение о снятии его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Айдемиров обратился в суд с заявлением, в котором просил указанное решение жилищной комиссии признать незаконным и обязать восстановить его на жилищном учете для получения государственного жилищного сертификата.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Айдемиров просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование он указывает, что не изъявлял желания участвовать в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, а также не обращался к командованию с просьбой о постановке его на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Заявитель утверждает, что в преддверии своего увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями в ноябре 2010 года он обратился с рапортом о принятии его на жилищный учёт для последующего обеспечения жильём посредством получения государственного жилищного сертификата, так как общий срок военной службы и службы в органах уголовно-исполнительной системы в сумме составлял более N лет. При этом командование в устном порядке уведомило его об удовлетворении указанного рапорта.
Имеющиеся в материалах дела выписку из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ N и личную карточку участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на своё имя, Айдемиров считает не соответствующими действительности.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Айдемирова, исходил из того, что он в период прохождения военной службы изъявил желание быть участником накопительно-ипотечной системы и включен в соответствующий реестр. Кроме того, общая продолжительность военной службы Айдемирова не дает ему права на получение жилья при увольнении, поскольку составляет менее N лет.
Однако эти выводы суда первой инстанции не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Действительно, при увольнении Айдемирова его общая продолжительность военной службы, дающая ему право на обеспечение жилым помещением от военного ведомства, составила менее N лет.
Гарнизонным военным судом установлено, что Айдемиров относится к той категории военнослужащих, которые в соответствии с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут стать участниками накопительно-ипотечной системы, изъявив такое желание. При этом для участия в этой системе необходимо наличие волеизъявления военнослужащего.
Однако Айдемиров в поданном в суд заявлении указал, что сообщал командованию о своем желании быть обеспеченным жильем от военного ведомства посредством получения государственного жилищного сертификата. Данное обстоятельство он подтвердил и в судебном заседании суда кассационной инстанции, пояснив, что согласен на обеспечение жильем посредством получения государственного жилищного сертификата и никогда не давал своего согласия на участие в накопительно-ипотечной системе.
При этом утверждение Айдемирова об отсутствии его согласия на участие в указанной системе подтверждается имеющейся в материалах дела личной карточкой участника накопительно-ипотечной системы, представленной в суд командованием, в которой отсутствует подпись заявителя.
Исходя из этого каких-либо оснований для включения Айдемирова в состав участников накопительно-ипотечной системы у командования не имелось.
Статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что суммарная выслуга лет Айдемирова в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в органах уголовно-исполнительной системы на день увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части составляла более 10 лет. При этом в материалах дела отсутствуют данные об обеспеченности заявителя жильем и проведении перед увольнением с военной службы с ним беседы, в ходе которой подлежал выяснению данный вопрос.
Поэтому Айдемиров, в случае отсутствия других препятствий для обеспечения жильем за счет военного ведомства, обоснованно ставил вопрос о реализации своего права на получения жилья путем предоставления ему государственного жилищного сертификата.
Однако данные обстоятельства остались без внимания суда первой инстанции.
При этом судом не дана оценка тому, что решением жилищной комиссии войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) Айдемиров непосредственно перед увольнением с военной службы был признан нуждающимся в получении служебного жилья, однако оспариваемым им решением жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Более того, как следует из поданного в суд заявления Айдемирова, его кассационной жалобы, а также пояснений в суде кассационной инстанции, он последовательно утверждал, что полагал состоящим себя в очереди на получение жилья для реализации своего права на государственный жилищный сертификат.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с недоказанностью и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, что повлекло нарушение и неправильное применение норм материального права.
Поскольку в силу своего характера допущенные нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить доводы Айдемирова об обращении к командованию в период прохождения военной службы с соответствующим рапортом об обеспечении его государственным жилищным сертификатом, факт проведения командованием с ним беседы при увольнении с военной службы, в ходе которой подлежали выяснению вопросы, касающиеся обеспечения заявителя жильем, и на основании полученных данных, а также с учетом отсутствия каких-либо иных препятствий для реализации права заявителя на обеспечение жильем от военного ведомства путем получения государственного жилищного сертификата принять решение по существу заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361 - 363 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 25 октября 2011 года по заявлению Айдемирова Тельмана Асланбековича в связи с недоказанностью и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением и неправильным применением норм материального права отменить, а дело направить в тот же гарнизонный военный суд на новое рассмотрение.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
А.И. Заря
И.И. Василенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.