Кассационное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 февраля 2012 г. по делу N 33-248/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей - Давыдова Д.А. и
Шендрикова И.В.,
при секретаре Вожжовой А.И.,
рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе представителя Центральной жилищной комиссии (далее - ЦЖК) ФСБ России ФИО7 на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2011 года, которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Копылова Сергея Александровича об оспаривании действий Директора ФСБ России и решения ЦЖК ФСБ России, связанных с отказом в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., объяснения представителя ЦЖК ФСБ России ФИО7 и представителя жилищно-бытовой комиссии Следственного управления ФСБ России ФИО8 в обоснование доводов жалобы, а также представителя заявителя - ФИО9, полагавшего необходимым решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Копылов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что решением жилищной комиссии Следственного управления ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и поставлен на жилищный учет. Данное решение было направлено на утверждение в ЦЖК ФСБ России, однако ДД.ММ.ГГГГ Директор ФСБ России и ЦЖК ФСБ России приняли решение (протокол N) об отказе ему в постановке на данный учет.
Полагая, что его права нарушены, Копылов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать данные действия Директора ФСБ России и решение ЦЖК ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать их отменить данное решение и поставить его с ДД.ММ.ГГГГ на указанный выше учет для обеспечения жильем по установленным нормам в "адрес", а также взыскать со Службы обеспечения деятельности ФСБ России в его пользу судебные расходы.
Решением гарнизонного военного суда требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал оспариваемое решение ЦЖК ФСБ России в части отказа в постановке Копылова на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма незаконным и обязал ЦЖК ФСБ России отменить решение в указанной части, а также поставить Копылова на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с даты подачи заявителем рапорта в жилищную комиссию Следственного управления ФСБ России о постановке его на данный учет.
Кроме того, суд взыскал с ФСБ России в пользу заявителя судебные расходы, понесенные им в связи с рассмотрением дела в суде, в виде государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и оплаты услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении требований Копылова в части оспаривания действий Директора ФСБ России и взыскания в его пользу судебных расходов с Управления обеспечения деятельности ФСБ России судом отказано.
Суд также отнес на счет заявителя судебные расходы, понесенные им в связи с рассмотрением дела в суде, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и оплаты услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В кассационной жалобе представитель Центральной жилищной комиссии просит отменить решение суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения норм материального права и принять по делу новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его требований. В обоснование он указывает, что заявитель не подлежит повторному обеспечению жилым помещением за счет государства, поскольку распорядился полученным ранее от государства жилым помещением, соответствовавшим установленным нормам, и не может его сдать в установленном порядке.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих органов ФСБ России - приказом Министерства безопасности Российской Федерации от 27 июля 1993 года.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ или иному федеральному органу исполнительной власти представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на указанные федеральные органы исполнительной власти обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
С учетом изложенной правовой позиции выводы суда первой инстанции в решении о несостоятельности утверждений представителя должностных лиц в судебном заседании о том, что военнослужащие бесплатно обеспечиваются жильем военным ведомством только один раз, а также о том, что Копылов, по мнению суда, в соответствии с положениями ст.53 ЖК РФ имеет право на повторное обеспечение жилым помещением через пять лет после намеренного ухудшения им своих жилищных условий, являются ошибочными.
По делу установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" состав семьи "данные изъяты" жилищно-бытовой комиссией УФСБ РФ по "адрес" была распределена "данные изъяты" квартира по установленной норме в "адрес", по прежнему месту службы заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ данная квартира предоставлена семье Копылова на основании постановления администрации "адрес" N ДД.ММ.ГГГГ
Утверждение суда первой инстанции в решении о том, что Копылов указанную квартиру получил не от ФСБ России и квартира имела статус муниципальной, в данном случае не имеет правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку данная квартира была предоставлена заявителю как военнослужащему, а не как жителю "адрес" в порядке очереди, и вселился он в неё по решению жилищно-бытовой комиссии УФСБ области вместо другого военнослужащего ФСБ России.
Следовательно, при изменении места службы заявитель обязан был сдать указанную квартиру в установленном порядке для последующего обеспечения жильем по новому месту военной службы, о чем впоследствии и был поставлен вопрос заявителем.
Однако ДД.ММ.ГГГГ заявитель снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в "адрес" и убыл к новому месту военной службы в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира с согласия заявителя была приватизирована в общую долевую собственность супруги заявителя и его сына.
ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами Копыловыми был прекращен.
Таким образом, заявитель добровольно распорядился выделенным ему в "адрес" жильем, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и сыну и не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу указанного жилого помещения и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам для заселения другим военнослужащим.
С учетом изложенного и поскольку Копылов полученное на безвозмездной основе от государства жилое помещение в установленном порядке не сдал и должных мер к его сдаче не принял, то он не подлежит повторному обеспечению на той же основе жильем от ФСБ России, в которой проходит военную службу, в связи с чем решение Центральной жилищной комиссии ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке Копылова на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма является законным и обоснованным.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя в связи с неправильным применением норм материального права и поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе заявителю в удовлетворении всех заявленных им требований.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 362 п.4. ч.1 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 28 ноября 2011 года по заявлению Копылова Сергея Александровича в части удовлетворения его требований о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N3) об отказе в постановке Копылова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, возложении обязанности на Центральную жилищную комиссию ФСБ России по отмене своего решения от ДД.ММ.ГГГГ и постановке Копылова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также в части удовлетворения его требования о взыскании судебных расходов с ФСБ России отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Принять по делу новое решение:
В удовлетворения требований Копылова Сергея Александровича о признании незаконным решения Центральной жилищной комиссии ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N3) об отказе в постановке Копылова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, возложении обязанности на Центральную жилищную комиссию ФСБ России по отмене своего решения от ДД.ММ.ГГГГ и постановке Копылова С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также в части удовлетворения его требования о взыскании судебных расходов с ФСБ России отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.