Определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 15 февраля 2012 г. по делу N 33-175/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей - Коробенко Э.В.,
- Цыбульника В.Е.,
при секретаре - Половинкине К.В.
рассмотрела заявление Ковалева В.В. и Карапузова П.Г. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 4 мая 2011 г. N 851-кг, которым отказано в удовлетворении исковых заявлений бывших военнослужащих войсковой части N "данные изъяты" Ковалева Владимира Валентиновича и "данные изъяты" Карапузова Петра Гавриловича о возмещении вреда, причиненного их здоровью.
Заслушав доклад судьи Дегтярева И.П., объяснения заявителя Карапузова П.Г. в обоснование доводов заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам названного кассационного определения, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации - Альмухамедова В.М., возражавшего относительно удовлетворения заявления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Согласно материалам дела истцы проходили военную службу по контракту в войсковой части N.
В ходе проведения "данные изъяты" на территории "данные изъяты" каждому из них при исполнении обязанностей военной службы причинены травмы, вследствие чего заключениями военно-врачебных комиссий признаны: Ковалев - "данные изъяты", Карапузов - "данные изъяты".
Поэтому истцы уволены с военной службы по состоянию здоровья: Ковалев 23 ноября 1995 г., а Карапузов - 5 мая того же года.
В последующим "данные изъяты" бюро медико-социальной экспертизы истцам установлена "данные изъяты" по причине "данные изъяты", и определено, что "данные изъяты".
Поскольку в выплате возмещения вреда в виде ежемесячных компенсаций им было отказано, поэтому истцы подали в суд иски к Министерству внутренних дел Российской Федерации, войсковой части N, Главному управлению внутренних дел по "данные изъяты", в которых с учетом уточнения требований просили взыскать в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы, сумму утраченного заработка, с 1 февраля 2011 г. бессрочно с последующей индексацией в пользу: Ковалева - 7068 руб. 23 коп., Карапузова - 17576 руб. 64 коп., единовременно в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы, в пользу Ковалева - 837585 руб. 52 коп. за период с 15 марта 2001 г. по январь 2011 г., Карапузова - 2065254 руб. 68 коп. за период с 15 апреля 2001 г. по январь 2011 г., а также судебные расходы в пользу: Ковалева - 15800 руб., Карапузова - 3900 руб.
Решением гарнизонного военного суда иски удовлетворены, указанные суммы определено взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указанным кассационным определением данное решение в связи с неправильным применением норм материального права отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении исков.
Истцы полагают, что данное кассационное определение подлежит отмене по вновь открывшимся обстоятельствам, к которым, по их мнению, относятся Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО10 и ФИО11 и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан", а также Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ.
Рассмотрев материалы судебного производства и обсудив доводы, изложенные в заявлении о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам указанного выше кассационного определения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что перечисленные истцами в данном заявлении обстоятельства в силу положений пункта 5 части 2 статьи 392 ГПК РФ (в редакции действовавшей до 1 января 2012 г.) и пункта 3 части 4 статьи 392 (в редакции действующей с 1 января 2012 г.) не являются основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, а также по новым обстоятельствам, соответственно, данного определения.
В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 8-П, пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статья 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
Согласно пункту 2 резолютивной части этого же Постановления Конституционного Суда Российской Федерации федеральному законодателю предписано не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
Таким образом, согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации конституционные права истцов нарушаются не самими по себе пунктом 1 и абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", а отсутствием надлежащего правового механизма возмещения вреда, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ.
Как видно из части 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере7 000 рублей - инвалиду II группы.
Согласно части 1 статьи 7 данного Закона эти положения вступают в законную силу с 1 января 2012 г.
При этом обратная сила закону не придана.
Об этом не имеется указаний и в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
Следовательно, положения Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не могут распространяться на правоотношения, возникшие до его издания.
Поэтому по смыслу ст. 392 ГПК РФ (как в редакции действовавшей до 1 января 2012 г., так и в редакции действующей с 1 января 2012 г.) изменение законодательства не может рассматриваться в качестве вновь открывшегося обстоятельства, а также нового обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 392 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в удовлетворении заявления Ковалева Владимира Валентиновича и Карапузова Петра Гавриловича о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 4 мая 2011 г. N 851-кг отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.