Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 июня 2012 г. по делу N 33А-902/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - КОСТИНА В.А.,
судей: - ВАСИЛЕНКО И.И,
- ЗАРИ А.И.,
при секретаре ДАЛОЕВЕ А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командующего Объединённой группировкой войск (сил) "данные изъяты" Российской Федерации (ОГВ (с)) - "данные изъяты" ФИО9 на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 30 марта 2012 года, которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" МУНТЯНА Юрия Александровича об оспаривании действий командующего и жилищной комиссии ОГВ (с), связанных с отказом в признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
Заслушав доклад судьи ЗАРИ А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением жилищной комиссии ОГВ (с) ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, МУНТЯНУ отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилье до предоставления им дополнительных документов, обосновывающих его нуждаемость в жилом помещении.
10 октября 2011 года названная жилищная комиссия вновь рассмотрела рапорт МУНТЯНА о принятии его и "данные изъяты" на учёт нуждающихся в жилом помещении и решением, оформленным протоколом N, повторно отказала ему в этом по тем же основаниям.
Данное решение жилищной комиссии, утверждённое командующим ОГВ (с), МУНТЯНОМ оспорено в суде.
Решением гарнизонного военного суда заявление МУНТЯНА удовлетворено частично.
На командующего ОГВ (с) возложена обязанность отменить решение жилищной комиссии ОГВ (с) ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом N в части отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий МУНТЯНА и "данные изъяты" по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.
На жилищную комиссию ОГВ (с) возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании МУНТЯНА и "данные изъяты" нуждающимися в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
В части требований заявителя о возложении на жилищную комиссию обязанности признать его нуждающимся в жилье в избранном месте жительства судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель командующего ОГВ (с) просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления МУНТЯНА в полном объёме.
В обоснование указывается следующее: суд первой инстанции необоснованно пришёл к выводу о том, что МУНТЯН в канун рассмотрения его рапорта подлежал увольнению с военной службы по организационно - штатным мероприятиям (ОШМ) в сентябре 2011 года; что МУНТЯН не обеспечен жильём по прежнему месту службы и жительства в "данные изъяты" и по избранному месту жительства в "данные изъяты"; что одно лишь избрание военнослужащим места жительства после увольнения с военной службы, отличного от места службы, не является основанием для признания его нуждающимся в жилье.
В жалобе делается ссылка на то, что в жилищном деле МУНТЯНА отсутствует его рапорт о признании нуждающимся в жилье, написанный после начала проведения ОШМ в войсковой части N, в которой заявитель проходил военную службу, и судом не были привлечены к участию в деле члены семь МУНТЯНА.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Из материалов дела и дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции доказательств усматривается, что МУНТЯН был уволен с военной службы в связи с проводимыми ОШМ в войсковой части N, в которой он проходил военную службу.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа Министра внутренних дел Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N, а также приказом командующего войсками "данные изъяты" регионального командования внутренних войск МВД России ДД.ММ.ГГГГ N.
Поэтому является необоснованным довод жалобы о том, что МУНТЯН не подлежал увольнению в связи с ОШМ.
Также необоснованным является довод жалобы о том, что на момент проведения ОШМ в названной воинской части отсутствовал рапорт МУНТЯНА о признании его нуждающимся в жилье по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства.
Как видно из рапорта заявителя от 4 февраля 2011 года, в период службы в "данные изъяты" он обратился к командованию с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении в городе "данные изъяты".
Решением жилищной комиссии ОГВ (с) от 23 февраля 2011 года в удовлетворении данного рапорта МУНТЯНУ было отказано до предоставления им дополнительных документов, обосновывающих его нуждаемость в жилье.
По представлению МУНТЯНОМ дополнительных документов, ранее поданный им в жилищную комиссию ОГВ (с) рапорт был вновь рассмотрен на заседании названной жилищной комиссии 10 октября 2011 года, что подтверждается сведениям, содержащимися в протоколе N заседания жилищной комиссии ОГВ (с), а также объяснениями самого представителя должностного лица, данными им в судебном заседании суда первой инстанции.
По делу установлено, что общая продолжительность военной службы МУНТЯНА составляет "данные изъяты".
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 названного Федерального закона.
Согласно п.1 и 14 ст. 15 этого же Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений и выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилыми помещениями на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации ( иному федеральному органу исполнительной власти, в котом федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Исходя их смысла и содержания жилищного законодательства, жилыми помещениями за счёт государства обеспечиваются лишь военнослужащие - граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (ст. 49, 51 ЖК РФ).
Следовательно, при выражении военнослужащим желания быть обеспеченным жилым помещением в избранном им месте жительства после увольнения с военной службы, отличном от места прохождения военной службы, жилое помещение ему может быть предоставлено лишь в случае признания его нуждающимся в жилье в данном месте (населённом пункте).
Из решения жилищной комиссии ОГВ (с) ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, видно, что МУНТЯНУ отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении ввиду отсутствия следующих документов:
-информации о месте его регистрации ДД.ММ.ГГГГ и о характеристиках жилых помещений, в которых он проживал;
- правоустанавливающих документов на предоставленное ему жильё по месту его военной службы "данные изъяты";
-правоустанавливающих документов на жилое помещение, где он зарегистрирован по месту жительства в "данные изъяты";
- выписки из послужного списка с указанием номеров войсковых частей, мест их дислокации и периодов прохождения военной службы;
- справки о необеспеченности жилым помещением по месту службы в "данные изъяты";
Согласно справке ДД.ММ.ГГГГ N, поступившей в суд апелляционной инстанции из квартирно - эксплуатационной службы ОГВ (с), после этого МУНТЯНОМ были представлены в жилищную комиссию ОГВ (с) дополнительные документы, что подтверждается и объяснениями представителя должностного лица и жилищной комиссии в судебном заседании.
Однако, как указывалось выше, решением жилищной комиссии ОГВ (с) ДД.ММ.ГГГГ заявителю вновь было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в связи с отсутствием полного перечня документов, обосновывающих его нуждаемость в жилье. При этом, как видно из протокола заседания этой жилищной комиссии, к МУНТЯНУ предъявлены требования о представлении значительно большего числа документов, чем это было первоначально.
В соответствии с требованиями п.19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой одноимённым приказом МВД России ДД.ММ.ГГГГ N, для принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подаётся в порядке подчинённости рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Следовательно, основным документом, прилагаемым военнослужащим к рапорту о признании нуждающимся в жилом помещении, является справка о сдаче ранее предоставленного жилья, что МУНТЯНОМ было выполнено в отношении жилого помещения (общежития), предоставленного ему во время военной службы в "данные изъяты", а также иные документы, обосновывающие его нуждаемость в жилом помещении.
При этом судебная коллегия отмечает, что в данном случае не применимы требования п. 45 Инструкции о порядке оформления и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск МВД России и о порядке учёта граждан, нуждающихся жилых помещениях специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России, утверждённой приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России ДД.ММ.ГГГГ N, в части перечня документов, прилагаемых военнослужащим к рапорту о признании нуждающимся в жилом помещении, так как она не регламентирует порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, на что претендует заявитель.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необходимости возложить на жилищную комиссию ОГВ (с) обязанность вновь рассмотреть рапорт МУНТЯНА о признании его нуждающимся в жилом помещении с приложенными к нему документами, обосновывающими его нуждаемость в жилье. К таковым документам, к частности, могут относиться и такие, из содержания которых возможно сделать вывод об основаниях вселения его и "данные изъяты" в дом N по "адрес", который принадлежит на праве собственности ФИО10.
С учётом вышеназванных обстоятельств, имеющих значение для дела, другие доводы, приведенные в жалобе, не влияют на правильность указанного вывода суда первой инстанции, а поэтому оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грозненского гарнизонного военного суда от 30 марта 2012 года по заявлению МУНТЯНА Юрия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командующего Объединённой группировкой войск (сил) "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
КОСТИН В.А.
Судьи
ВАСИЛЕНКО И.И.
ЗАРЯ А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.