Кассационное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 18 января 2012 г. по делу N 33-48/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Зари А.И.,
Василенко И.И.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе представителя командира и председателя жилищной комиссии войсковой части N - "данные изъяты" ФИО8 на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 20 октября 2011 года, которым удовлетворено заявление проходящей военную службу по контракту "данные изъяты" Авдеевой Ирины Александровны об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в признании заявительницы нуждающейся в обеспечении служебным жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С декабря 2009 года Авдеева проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
1 сентября 2011 года она обратилась к командиру указанной воинской части с рапортом о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в получении служебного жилого помещения. Решением жилищной комиссии войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ Авдеевой отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении служебным жилым помещением в связи с обеспеченностью ее жильем по месту прохождения военной службы.
Авдеева обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным указанное решение, обязать командира и жилищную комиссию войсковой части N его отменить и повторно рассмотреть её рапорт о постановке на жилищный учёт.
Решением гарнизонного военного суда заявления удовлетворено.
В кассационной жалобе представитель командира и председателя жилищной комиссии войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение.
В обоснование автор жалобы утверждает, что Авдеева является обеспеченной жильём по месту военной службы, поскольку проживает "данные изъяты" в квартире "данные изъяты". В связи с этим у жилищной комиссии отсутствуют основания для принятия заявительницы на учёт в качестве нуждающейся в получении служебного жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление Авдеевой, суд первой инстанции исходил из того, что командованием не представлено доказательств проживания заявителя в принадлежащем "данные изъяты" квартире, при этом Авдеева "данные изъяты", а факт регистрации заявителя в этом доме не свидетельствует об обеспеченности ее жильем. Поэтому судом сделан вывод о том, что Авдеева не имеет права владения и пользования этим жильем, а, следовательно, по месту прохождения военной службы жилым помещением не обеспечена.
Однако с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
В силу частей 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его дети, которые при этом имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что для признания детей собственника жилого помещения, вселенных им в это жилье, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Каких-либо доказательств того, что Авдееева не проживает в принадлежащем "данные изъяты" квартире, в деле не имеется. Более того, Авдеева отказалась представить суду договор найма другого жилого помещения, в котором, как она утверждает, проживает. Вместе с тем при подаче в жилищную комиссию рапорта о признании нуждающейся в получении служебного жилья Авдеева указала в нем, что проживает "данные изъяты" и представила заключенный с ней договор найма жилого помещения. При таких обстоятельствах, указание суда первой инстанции о том, что командование не представило доказательств проживания Авдеевой в квартире "данные изъяты", нельзя признать обоснованным.
Тот факт, что Авдеева с 2004 по 2009 год проходила военную службу в "данные изъяты" и в квартире "данные изъяты" не проживала, не означает прекращение ее права пользования данным жильем.
Поэтому хотя Авдеева в указанный период "данные изъяты" не проживала, она не была лишена права пользования помещением, куда она была вселена "данные изъяты", не снималась с регистрационного учета в этом жилье, и после возвращения имела возможность проживать в нем.
Все это свидетельствует о временном характере отсутствия Авдеевой в указанной квартире.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, признанные нуждающимися в получении жилого помещения, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся и служебные жилые помещения, предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Исходя из положений приведенных норм Жилищного кодекса, основанием для признания за военнослужащим права на специализированное помещение является его необеспеченность жилым помещением в населенном пункте по месту прохождения военной службы.
Поскольку Авдеева, поступившая на военную службу по контракту после 1998 года, проходит ее в войсковой части N, дислоцирующейся в "данные изъяты", и обеспечена в этом городе жильем, оснований для признания ее нуждающейся в получении служебного жилого помещения не имелось.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и нарушены нормы материального права, что привело к неправильному разрешению требований Авдеевой, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия признает возможным принять новое решение без передачи дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347, 361-363 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 20 октября 2011 года по заявлению Авдеевой Ирины Александровны в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права - отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Авдеевой И.А.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
А.И. Заря
И.И. Василенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.