Кассационное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 18 января 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей - Корсакова В.А.,
- Цыбульника В.Е.,
при секретаре - Нечитайловой Л.В.
рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе представителя командующего "данные изъяты" на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2011 г., которым удовлетворено заявление
"данные изъяты" Авдеева Алексея Леонидовича
об оспаривании действий командующего и жилищно-бытовой комиссии "данные изъяты" связанных с порядком принятия заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Дегтярева И.П., объяснения представителя командующего - "данные изъяты" в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела, решением жилищно-бытовой комиссии названной "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. Авдееву отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на том основании, что заявителем не представлены выписки из протоколов заседаний жилищно-бытовых комиссий по предыдущему месту военной службы о признании его нуждающимся в жилом помещении до 1 марта 2005 г.
Полагая свои права нарушенными, Авдеев обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил указанное решение жилищной комиссии признать незаконным и отменить, обязав командование признать его нуждающимся в жилом помещении в избранном месте жительства.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе представитель воинского должностного лица просит решение гарнизонного военного суда отменить и, не передавая дело на повторное рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Он мотивирует это тем, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказом "данные изъяты" военнослужащие, которые по состоянию на 1 марта 2005 года не находились на жилищном учёте, могут быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма только в органах местного самоуправления по месту жительства. Кроме того, автор жалобы полагает, что суд, возложив на жилищно-бытовую комиссию обязанность по признанию заявителя нуждающимся в жилом помещении в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства, вышел за пределы своих полномочий.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовым и актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 той же статьи Федерального закона жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Утверждение командования в кассационной жалобе о том, что военнослужащие, не находившиеся на жилищном учёте до 1 марта 2005 года, могут быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма только в органах местного самоуправления по месту жительства, является ошибочным.
В абзаце втором пункта 2 вышеназванной статьи Федерального закона указано, что в таком порядке подлежат обеспечению жильём лишь граждане, уволенные с военной службы и до 1 января 2005 года принятые на учёт в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Авдеев к такой категории граждан не относится, так как он является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а следовательно, в случае нуждаемости в предоставлении жилого помещения подлежит обеспечению жильём тем органом исполнительной власти, в котором проходит военную службу.
Поэтому ссылка автора кассационной жалобы на распоряжение "данные изъяты" согласно которому после 1 марта 2005 года заявитель по вопросу постановки на жилищный учёт должен обращаться в органы местного самоуправления, является необоснованной.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих "данные изъяты" определён в утверждённой приказом "данные изъяты", пунктом 22 которой предусмотрено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о незаконности отказа Авдееву в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тому основанию, что он не предоставил упомянутые выше выписки из протокола судебного заседания.
Поскольку по этому основанию жилищно-бытовая комиссия неоднократно отказывала заявителю в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому в данном случае суд в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, принял правомерное решение о возложении на эту комиссию и командующего "данные изъяты" обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя путем его признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грозненского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2011 г. по заявлению Авдеева Алексея Леонидовича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя воинского должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.