Кассационное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 21 декабря 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Заря А.И.,
Василенко И.И.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по кассационным жалобам заявителя Гаджиева Т.К. и представителя командира войсковой части N - "данные изъяты" ФИО9 на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 октября 2011 года, которым частично удовлетворено заявление проходившего военную службу по контракту "данные изъяты" Гаджиева Таиба Курбаналиевича об оспаривании действий командира войсковой части N и руководителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" (далее - Управление), связанных с порядком исключения заявителя из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" военного округа "данные изъяты" Горевого А.А., полагавшего обжалуемое решение суда подлежащим частичной отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом командира войсковой части N ФИО10 N Гаджиев досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключён из списков личного става воинской части с 28 августа того же года.
Гаджиев обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать должностных лиц обеспечить его единовременным пособием в связи с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья в размере 60 окладов денежного содержания, полевыми (суточными) деньгами за декабрь 2009 года, денежной компенсацией за санаторно-курортное лечение за 2010 год, денежной выплатой для оплаты стоимости путёвок "данные изъяты", дополнительным материальным стимулированием, предусмотренным приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N, за 1 и 2 квартал 2011 года и материальной помощью за 2010 год. Кроме того, Гаджиев просил возложить на командира войсковой части N обязанность предоставить ему основной отпуск за 2009 год и изменить в связи с этим дату исключения его из списков личного состава воинской части.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Суд обязал командира войсковой части N издать соответствующие приказы, а руководителя Управления - выплатить Гаджиеву денежные средства, предусмотренные в качестве дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N, за 1 и 2 квартал 2011 года по 26 100 рублей за каждый, материальную помощь за 2010 год, полевые (суточные) деньги за декабрь 2009 года и денежную выплату для оплаты стоимости путёвок "данные изъяты".
Решением суда отказано в удовлетворении требований Гаджиева в части выплаты ему единовременного пособия в связи с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья в размере 60 окладов денежного содержания и предоставления основного отпуска за 2009 год.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить в части требований, в удовлетворении которых ему отказано.
В обоснование Гаджиев утверждает, "данные изъяты" В связи с этим, по мнению заявителя, он имеет право на получении единовременной выплаты в размере 60 окладов денежного содержания. Кроме того, Гаджиев указывает, что ему положена денежная компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2009 год.
В своей кассационной жалобе представитель командира войсковой части N просит отменить решение суда в части возложения на командование обязанности по изданию приказов о выплате Гаджиеву дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2011 года в суме 26100 рублей и материальной помощи за 2010 год.
По мнению автора жалобы, определение размера денежных средств, предусмотренных в качестве дополнительного материального стимулирования, находится в исключительной компетенции командования. Поэтому возложение обязанности по выплате Гаджиеву дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2011 года в сумме 26100 рублей является необоснованным.
Кроме того, представитель должностного лица считает, что Гаджиев не может быть обеспечен материальной помощью за 2010 год, так как её выплата напрямую связана с волеизъявлением военнослужащего, а Гаджиев к командованию с соответствующим рапортом не обращался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведённые в кассационных жалобах доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Поскольку судом установлено, что Гаджиев уволен с военной службы в связи с признанием его "данные изъяты", указанная норма Закона на него не распространяется. Следовательно, отказ суда в удовлетворении данного требования является обоснованным.
По смыслу ст.ст. 39, 220 и 221 ГПК РФ, заявитель вправе отказаться от заявленных требований, при этом суд не принимает такой отказ, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Так как от требования по выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 2009 году Гаджиев в ходе судебного заседания отказался, председательствующим по делу заявителю разъяснены предусмотренные ст. 221 ГПК РФ основания прекращения производства по делу, последствия отказа от иска и принятия его судом, и этот отказ, не противоречащий закону и не нарушающий прав и законных интересов других лиц, установленным порядком принят судом, оснований для присуждения Гаджиеву оспариваемой компенсации не имелось.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оказывается материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Такая выплата осуществляется ежегодно по рапорту военнослужащего, что следует из Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи (утв. постановлением Правительства от 14 июля 2000 г. N 524).
Действительно, по смыслу указанных норм выплата материальной помощи носит заявительный характер и в случае, если военнослужащий в течение года, за который она предусмотрена, не обратился к командованию с соответствующим рапортом, оснований для ее производства не имеется.
Вместе с тем судом установлено, что в период с 4 февраля 2010 года по 3 апреля 2011 года Гаджиев "данные изъяты" в связи с чем у него отсутствовала возможность подать установленным порядком соответствующий рапорт на выплату материальной помощи за 2010 год. При этом, как усматривается из протокола судебного заседания, Гаджиев в суде утверждал, что по прибытии в 2011 году к месту прохождении военной службы он обратился к командованию с рапортом о выплате ему материальной помощи за 2010 год.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения данного требования заявителя.
Что же касается возложения судом на командование обязанности по выплате Гаджиеву за 2 квартал 2011 года предусмотренных в качестве дополнительного материального стимулирования 26 100 руб., судебная коллегия считает решение суда в данной части подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права по следующим основаниям.
Пунктом 9 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим, проходящим службу по контракту, кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцировано в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых задач.
Одной из таких дополнительных денежных выплат является материальное стимулирование, которое предусмотрено приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации".
Этим же приказом утверждён Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на выплату военнослужащим в порядке материального стимулирования.
Пунктами 1 и 2 названного Порядка предусматривается, что данная дополнительная выплата военнослужащим производится ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим.
Согласно пунктам 6-7 Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооружённых Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей). Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объёмов бюджетных средств, доведенных на указанные цели.
Таким образом, выплата дополнительного материального стимулирования военнослужащим возможна лишь после доведения до воинской части выделенных на эти цели денежных средств, исходя из их объема. При этом дополнительное материальное стимулирование не является той выплатой, решение о непредставлении военнослужащего к которой командование обязано мотивировать и предусмотрено в качестве дополнительной выплаты, которая устанавливается приказом правомочного командира в пределах высвобождающихся бюджетных средств по результатам исполнения военнослужащими обязанностей по занимаемой воинской должности.
Пункт 11 этого Порядка определяет основания для непредставления военнослужащих к данной выплате. Оснований для уменьшения этой выплаты в названном Порядке не содержится, при том, что ее размер уполномочен определять командир воинского подразделения исходя из объема поступивших денежных средств.
Следовательно, командир войсковой части N, издав приказ о выплате Гаджиеву за 2 квартал 2011 года предусмотренных в качестве дополнительного материального стимулирования 870 руб., действовал в пределах своих полномочий и прав заявителя не нарушил.
Так как из материалов дела усматривается, что в Управлении имеется кредиторская задолженность перед Гаджиевым по оспариваемой выплате на сумму 870 руб., и отсутствуют данные о том, что эти денежные средства заявителю выплачены, судебная коллегия полагает названное требование Гаджиева подлежащим удовлетворению частично, на указанную сумму.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 октября 2011 года по заявлению Гаджиева Таиба Курбаналиевича в части возложения на командира войсковой части N обязанности по изданию приказа, а на руководителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" по выплате заявителю за 2 квартал 2011 года 26 100 руб., предусмотренных в качестве дополнительного материального стимулирования, в связи с неправильным применением норм материального права - отменить.
Принять в этой части новое решение.
Обязать руководителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" выплатить Гаджиеву Таибу Курбаналиевичу предусмотренные в качестве дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2011 года 870 (восемьсот семьдесят) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы заявителя и представителя командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
А.И. Заря
И.И. Василенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.