Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 30 мая 2012 г. по делу N 33А-841/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Костина В.А.,
судей:
Зари А.И.,
Василенко И.И.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 11 марта 2012 года, которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Котоманова Николая Михайловича об оспаривании действий командующего войсками "данные изъяты" регионального командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - "данные изъяты" ВВ МВД России) и Центральной жилищной комиссии управления "данные изъяты" ВВ МВД России (далее - Центральная жилищная комиссия), связанных с отказом заявителю в регистрации по месту жительства по адресу воинской части, а также с порядком рассмотрения его обращения.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И., объяснения заявителя Котоманова Н.М. и его представителя Сисюкина Е.Е. в обоснование доводов апелляционной жалобы, выступление представителя командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России - Кириченко Н.С., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27 сентября 2011 года не состоящий в списках очередников на получение жилого помещения по договору социального найма или служебного жилья Котоманов обратился к командованию с рапортом, в котором просил зарегистрировать его по месту проживания в "данные изъяты" по адресу управления "данные изъяты" ВВ МВД России.
Не получив ответ на данное обращение, Котоманов 9 декабря 2011 года направил командующему войсками "данные изъяты" ВВ МВД России жалобу, в которой повторно просил зарегистрировать его по адресу управления, а также провести разбирательство по поводу неразрешения его первоначального рапорта.
22 декабря 2011 года командующим войсками "данные изъяты" ВВ МВД России Котоманову было направлено сообщение, из которого следовало, что решением Центральной жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в регистрации по месту жительства в "данные изъяты" по адресу управления "данные изъяты" ВВ МВД России. При этом сведений о причинах длительного неразрешения его рапорта ДД.ММ.ГГГГ указанный документ не содержал.
Котоманов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командования, связанные с порядком разрешения его жалобы от 9 декабря 2011 года, и обязать командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России и Центральную жилищную комиссию зарегистрировать его по месту жительства в "данные изъяты" по адресу управления "данные изъяты" ВВ МВД России.
Решением гарнизонного военного суда заявление Котоманова удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России, связанные с рассмотрением не в полном объёме жалобы Котоманова от 9 декабря 2011 года, и обязал указанное должностное лицо направить ему письменный ответ по существу поставленного им вопроса о несвоевременности рассмотрения его рапорта от 27 сентября 2011 года.
В удовлетворении требований заявителя о регистрации его по адресу управления "данные изъяты" ВВ МВД России решением суда отказано.
В апелляционной жалобе Котоманов просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении его требований в полном объёме.
В обоснование автор жалобы указывает, что после прибытия к новому месту военной службы в город "данные изъяты", где у командования отсутствовала возможность обеспечения его жильём, он в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежал регистрации по месту жительства в г. "данные изъяты"Дону по адресу управления "данные изъяты" ВВ МВД России.
По мнению заявителя факт имеющейся у него регистрации по адресу войсковой части N в городе "данные изъяты" не мог являться основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку согласно Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" он должен быть зарегистрирован по новому адресу в течение семи дней с момента прибытия.
Кроме того, Котоманов обращает внимание на то, что на момент обращения к командованию с просьбой о регистрации по месту жительства в г. "данные изъяты" он обладал статусом военнослужащего, а поэтому до получения жилого помещения он подлежал регистрации по адресу управления "данные изъяты" ВВ МВД России.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
По смыслу данной нормы обязательным условием, при котором возможна регистрация по адресу воинской части, является право военнослужащего на получение жилья по договору социального найма либо служебного жилого помещения от военного ведомства, в котором он проходит военную службу. При этом для реализации такого права военнослужащий должен быть поставлен на соответствующий учет нуждающихся в жилье.
Судом установлено, что решением Центральной жилищной комиссии от 17 марта 2011 года Котоманову, заключившему контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 6 июля 2011 года Котоманову отказано в требованиях к командующему войсками "данные изъяты" ВВ МВД РФ и Центральной жилищной комиссии о принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что он распорядился по своему усмотрению полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке.
С просьбой о признании нуждающимся в получении служебного жилья заявитель к командованию не обращался.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России и Центральную жилищную комиссию обязанности зарегистрировать Котоманова по адресу управления "данные изъяты" ВВ МВД России.
При этом отказ заявителю в регистрации по адресу воинской части не препятствует ему зарегистрироваться по месту жительства в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Указание суда первой инстанции на то, что на момент возникновения спорных правоотношений заявитель не обладал статусом военнослужащего следует признать ошибочным.
Однако данное обстоятельство не влияет на правильность выводов гарнизонного военного суда, а в силу ч.6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу судебное решение не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 11 марта 2012 года по заявлению Котоманова Николая Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
А.И. Заря
И.И. Василенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.