Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 30 мая 2012 г. по делу N 33А-850/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Шендрикова И.В.,
судей: - Давыдова Д.А.,
- Корсакова В.А.,
при секретаре - Нечитайловой Л.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командующего войсками "данные изъяты" ФИО9 на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 12марта 2012 г., которым удовлетворено заявление "данные изъяты" Камболова Алана Викторовича об оспаривании действий командующего войсками "данные изъяты" связанных с порядком досрочного увольнения заявителя с военной службы.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., объяснения представителя командующего войсками "данные изъяты" ФИО10. в обоснование доводов апелляционной жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" ФИО11., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Камболов, проходивший военную службу по контракту в войсковой части N в должности "данные изъяты" "данные изъяты" в декабре 2010 г. в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями был зачислен в распоряжение командира войсковой части N с содержанием при вышеуказанной воинской части.
Приказом командующего войсками "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Камболов досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Камболов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать приказ командующего войсками "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N "данные изъяты" незаконным, обязать названное воинское должностное лицо отменить этот приказ и восстановить его на военной службе.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель командующего войсками "данные изъяты" просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями у командования отсутствовала возможность для назначения Камболова в пределах "данные изъяты" на воинскую должность, соответствующую его военно-учётной специальности (далее - ВУС) и уровню профессиональной подготовки, а его назначение на воинскую должность с иным ВУС являлось нецелесообразным. Увольнение заявителя произведено надлежащим воинским должностным лицом в пределах его полномочий, в порядке, определённом действующим законодательством. Согласно п.12 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение в связи с организационно-штатными
мероприятиями может быть осуществлено командованием без соответствующего волеизъявления военнослужащего.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявления основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, достоверность которых сомнений не вызывает, им в решении дана надлежащая оценка, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения.
При этом необходимыми условиями для увольнения военнослужащего с военной службы по данному основанию, согласно положениям подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы являются:
- при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);
- по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положением и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Согласно п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев, нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев.
Таким образом, по смыслу закона для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями необходимо наличие следующих взаимосвязанных обстоятельств: невозможность назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность), а также истечение срока нахождения такого военнослужащего в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Из анализа указанных правовых норм усматривается, что военнослужащий зачисляется в распоряжение для дальнейшего прохождения военной службы для подбора ему равной должности и назначения на нее, или для назначения военнослужащего, с его согласия, на высшую или низшую должность.
Таким образом, решению об увольнении военнослужащего по указанному выше основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе, тем более, когда военнослужащий настаивает на ее прохождении в дальнейшем. Право командира (начальника) на увольнение военнослужащего в связи с сокращением должности должно сочетаться с интересами последнего, поскольку ранее этот военнослужащий добросовестно исполнял возложенные на него обязанности согласно заключенному контракту.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с Камболовым заключен контракт о прохождении военной службы сроком на N лет.
Из личного дела заявителя видно, что 30 сентября 2011 г. он представлялся командованием к назначению на воинскую должность, однако оспариваемым приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. был уволен с военной службы.
Согласно листу беседы она, вопреки установленному порядку увольнения, была проведена командованием 16 ноября 2011 г., то есть на следующий месяц после издания приказа об увольнении.
Судом первой инстанции из пояснений заявителя и представителя командующего войсками N - ФИО12, данных ими в судебном заседании, установлено, что Камболов был согласен продолжить военную службу на других воинских должностях, при этом беседа с ним не проводилась вовсе и какие-либо должности перед увольнением ему не предлагались.
С учётом изложенного, гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу, что установленный порядок увольнения Камболова в связи с организационно-штатными мероприятиями командованием нарушен, в связи с чем обоснованно возложил обязанность по отмене обжалуемого приказа и восстановлению заявителя на военной службе.
На основании изложенного, не находя оснований для отмены или изменения решения и руководствуясь ст.327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 12 марта 2012 г. по заявлению Камболова Алана Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя воинского должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В. Шендриков
Судьи:
Д.А. Давыдов
В.А. Корсаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.