Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 мая 2012 г. по делу N 33А-652/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярёва И.П.,
судей: Цыбульника В.Е. и Бабошкина П.И.,
при секретаре Половинкине К.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Тимофеева Н.В. - Рыжкова Н.Н. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 26 января 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления, поданного в интересах "данные изъяты" Тимофеева Николая Васильевича, об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части N и начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "данные изъяты"" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком расчёта выслуги лет для назначения заявителю пенсии, и о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Бабошкина П.И., объяснения заявителя Тимофеева Н.В. и его представителя - Рыжкова Н.Н. в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя Министра обороны Российской Федерации - Собко Е.В., просившей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ввиду предстоящего увольнения Тимофеева с военной службы управлением финансового обеспечения произведён расчёт его выслуги лет в календарном и льготном исчислении.
Не согласившись с этим расчётом, Тимофеев через представителя обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника Управления финансового обеспечения, связанные с невключением в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периода прохождения им военной службы на территории "данные изъяты" с 4 апреля по 12 июля 1994 года, а также периодов с 1 мая 1995 года по 16 июля 1996 года и с 8 сентября по 1 октября 1996 года, когда он служил на территории "данные изъяты", обязать названное должностное лицо включить ему в выслугу лет для назначении пенсии указанные периоды из расчёта один месяц военной службы за три месяца, а также взыскать в солидарном порядке с Министерства обороны Российской Федерации и управления финансового обеспечения 500000 рублей в качестве компенсации морального вреда и возместить судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 15000 рублей.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований Тимофеева по следующим основаниям.
Сведения о выполнении Тимофеевым в вышеуказанные периоды задач в условиях чрезвычайного положения и вооружённого конфликта на территории "данные изъяты" подтверждены данными его личного дела, а также показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании. При этом в жалобе указывается о том, что дополнительных доказательств в целях уточнения периодов прохождения Тимофеевым военной службы в условиях чрезвычайного положения и вооружённого конфликта судом не было истребовано, и обращается внимание на получение заявителем ранения и награждение его государственной наградой, что непосредственно связано с выполнением им специальных задач на территории "данные изъяты".
Кроме того, в жалобе указывается о том, что в судебном решении допущена ссылка на показания свидетелей ФИО8 и ФИО9, которые судом не допрашивались.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При разрешении заявления Тимофеева суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его требований в связи с тем, что факт выполнения заявителем задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах в указанные выше периоды не подтверждён в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". Пунктом 2 указанного постановления определено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Между тем пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года N 896 "О зонах вооружённых конфликтов" выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории "данные изъяты" в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооружённого конфликта.
Социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах", статьёй 2 которого предусмотрено, что периоды выполнения таких задач для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Как видно из справки начальника штаба Объединённой группировки войск в "данные изъяты", из копий командировочных удостоверений Тимофеева с отметками о прибытии в "данные изъяты" для выполнения специального задания и об убытии с её территории, а также из приказов командиров войсковых частей N и N, по своему содержанию соответствующих данным в этих командировочных удостоверениях, в течение оспариваемых периодов 1 мая 1995 года - 16 июля 1996 года и 8 сентября - 1 октября 1996 года Тимофеев выполнял специальные задачи в зоне вооружённого конфликта на территории "данные изъяты".
Поскольку в соответствии с упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года N 896 выполнение военнослужащими задач с декабря 1994 года по декабрь 1996 года на всей территории "данные изъяты" отнесено к выполнению задач в зоне вооружённого конфликта, то вывод суда об отсутствии оснований для включения периодов прохождения Тимофеевым военной службы с 1 мая 1995 года по 16 июля 1996 года и с 8 сентября по 1 октября 1996 года в выслугу его лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчёта один месяц военной службы за три месяца является ошибочным.
Поэтому в данной части решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права. Так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия признаёт необходимым принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Что же касается обжалуемого судебного решения в части отказа в удовлетворении требования Тимофеева о зачёте в выслугу его лет для назначения пенсии в льготном исчислении периода с 4 апреля по 12 июля 1994 года, то согласно справке начальника штаба войсковой части N и выпискам из приказов командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N и от ДД.ММ.ГГГГ года N N заявитель в этот период проходил военную службу на территории "данные изъяты" и пользуется льготами, установленными Постановлением Верховного Совета РФ от 21 января 1993 года N 4328/1-1.
Указанным Постановлением (в редакции Постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 года N 5481/1-1) определено, что порядок предоставления и размеры дополнительных выплат, гарантий и компенсаций рабочим и служащим воинских частей и подразделений, дислоцируемых на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах подлежит установлению Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 3 постановления Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях подлежит зачёту один месяц службы за три месяца в составе объединённых сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединённых сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 года.
При этом факт выполнения военнослужащим таких задач может быть установлен в соответствии с требованиями вышеупомянутого пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280.
То есть, для предоставления военнослужащим установленных Законом дополнительных гарантий и компенсаций необходимо:
1. Отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, в которых они проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации.
2. В случае выполнения задач в условиях чрезвычайного положения - выполнение задач определенного вида: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории.
3. Включение воинской части, в которой они проходят военную службу, в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
4. Наличие приказа с указанием конкретного периода выполнения этими военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 1327 от 2 ноября 1992 года, со 2 ноября до 2 декабря 1992 года на всей территории Республик Северная Осетия и Ингушетия было введено чрезвычайное положение, которое затем в 1993 - 1995 годах различными указами Президента Российской Федерации продлялось в отдельных районах этих республик. При этом в период с 4 апреля по 12 июля 1994 года на территории города Владикавказа чрезвычайное положение не вводилось.
Поскольку предусмотренные Законом льготы и компенсации предоставляются только тем военнослужащим, которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооружённых конфликтов на определенных в установленном порядке территориях, а выполнение военнослужащими задач вне их границ, установленных нормативным актом, не предполагает возникновение у права на получение военнослужащими этих льгот. Поэтому вывод гарнизонного военного суда о необходимости отказа в удовлетворении заявления в интересах Тимофеева в данной части является верным.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Между тем доказательств причинения нравственных страданий в результате допущенной управлением финансового обеспечения ошибки при подсчёте выслуги его лет суду не представлено и о претерпевании таких страданий Тимофеевым фактически не заявлено, а его ссылка на имеющиеся намерения по приобретению автомобиля для поездки по местам, где он проходил военную службу, не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для компенсации морального вреда. Поэтому решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований заявителя о присуждении такой компенсации судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворён частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. При этом частью 1 статьи 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с приведёнными правилами распределения судебных расходов судебная коллегия находит необходимым взыскать с управления финансового обеспечения 3000 рублей в возмещение судебных расходов, затраченных на оплату услуг представителя.
Руководствуясь частями 1, 3 статьи 327 1, пунктом 2 статьи 328, частями 1-3 статьи 329, пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 26 января 2012 года по заявлению в интересах Тимофеева Николая Васильевича в части, связанной с оспариванием отказа начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "данные изъяты"" в зачёте в выслугу лет в льготном исчислении периодов прохождения заявителем военной службы с 1 мая 1995 года по 16 июля 1996 года и с 8 сентября по 1 октября 1996 года, в связи с неправильным применением норм материального права - отменить.
Принять в данной части новое решение.
Признать незаконным отказ начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "данные изъяты" "данные изъяты"" в зачёте в выслугу лет Тимофеева Николая Васильевича в льготном исчислении периодов прохождения военной службы с 1 мая 1995 года по 16 июля 1996 года и с 8 сентября по 1 октября 1996 года и обязать указанное должностное лицо зачесть эти периоды в выслугу его лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчёта один месяц военной службы за три месяца.
Взыскать с Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "данные изъяты"" в пользу Тимофеева Николая Васильевича 3000 (три тысячи) рублей в возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.