Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 мая 2012 г. по делу N 33А-727/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Василенко И.И.,
Зари А.И.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 15 марта 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащей, проходящей военную службу по контракту,
"данные изъяты" Могилиной Любови Александровны
об оспаривании действий начальника федерального государственного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Костина В.А., объяснения Могилиной Л.А. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Могилина проходит военную службу в войсковой части N, которая дислоцируется в "данные изъяты". Решением жилищной комиссии этой воинской части ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилом помещении и состоит на жилищном учете.
ДД.ММ.ГГГГ из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации поступило сообщение о распределении Могилиной "данные изъяты" квартиры N в доме N по улице "адрес".
Однако решением начальника управления жилищного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ N отказано в заключении с Могилиной договора социального найма указанной квартиры на том основании, что ею не представлены документы, подтверждающие право на получение квартиры в городе "данные изъяты", поскольку она проходит военную службу в другом месте и не подлежит увольнению с военной службы.
Могилина обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение об отказе в заключении договора социального найма и обязать указанное должностное лицо заключить с ней такой договор.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления Могилиной отказано.
В апелляционной жалобе Могилина просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме.
Заявитель утверждает, что судом сделан неправильный вывод о том, что поскольку в настоящее время местом прохождения ею военной службы является город "данные изъяты", то жилье ей должно предоставляться в пределах этого города.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что суд не дал оценки действиям начальника управления жилищного обеспечения по исключению ее из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В жалобе указывается, что действующим законодательством не предусмотрено вынесение специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, к которой относится управление жилищного обеспечения, решения об отказе в предоставлении распределенного Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения по иным основаниям, кроме как наличие у военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, которому распределено жилое помещение по договору социального найма, на территории Российской Федерации недвижимого имущества и наличие оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Могилина также обращает внимание на принятие ранее управлением жилищного обеспечения решений о заключении с военнослужащими такой же категории договоров социального найма жилых помещений, находящихся за пределами "данные изъяты". По ее мнению, такие действия по постоянному самовольному изменению порядка и условий заключения договоров социального найма нарушают все принципы гражданского права.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что эта жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В п.п. 1 и 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и продолжившим службу свыше первых пяти лет, по месту военной службы предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту своего жительства.
В соответствии с п.1 ст. 6 вышеназванного Федерального закона право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
Изменять же место военной службы, в том числе переводиться в другую местность, военнослужащие имеют право в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.
Лишь в установленных действующим законодательством случаях военнослужащие имеют право (независимо от обеспечения жильем по месту службы) получать жилое помещение в избранном после увольнения с военной службы месте постоянного жительства.
Согласно п. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из материалов дела видно, что по месту прохождения военной службы Могилина состоит в очереди на получение жилого помещения. Вопрос об увольнении ее с военной службы, что давало бы ей в связи с этим право выбора места постоянного жительства, не ставится.
Следовательно, у Могилиной отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания для получения жилого помещения в другом, по сравнению с местом службы, городе.
Ссылка в жалобе на то, что суд не дал оценки действиям начальника управления жилищного обеспечения по исключению ее из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, является необоснованной, поскольку из имеющейся в деле копии вышеназванного решения видно, что в нем указано о необходимости внесения изменения в учетные данные Могилиной в этом реестре, но не об исключении из него.
Является несостоятельным утверждение заявителя об отсутствии у начальника управления жилищного обеспечения полномочий по принятию оспариваемого решения.
В приказе Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях органе Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с последующими изменениями) установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. Одной из таких организаций является федеральное государственное учреждение " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в функции которого, в частности входит принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений.
Вопреки утверждению в жалобе, при принятии управлением жилищного обеспечения решения о предоставлении жилого помещения должны учитываться не только наличие на территории Российской Федерации недвижимого имущества и наличие оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, но и другие условия, в том числе основания для распределения жилого помещения не по месту прохождения военной службы.
Довод заявителя в жалобе о том, что управление жилищного обеспечения ранее заключало с военнослужащими такой же категории договоры социального найма жилых помещений, находящихся за пределами "данные изъяты", не может быть принят во внимание, так как эти обстоятельства не были предметом судебного разбирательства по данному гражданскому делу.
Поэтому военный суд гарнизона обоснованно отказал в удовлетворении ее заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 15 марта 2012 года по заявлению Могилиной Любови Александровны оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А. Костин
Судьи
И.И. Василенко
А.И. Заря
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.