Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 02 мая 2012 г. по делу N 33А-558/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Шендрикова И.В.,
судей: Корсакова В.А. и Бабошкина П.И.,
при секретаре Вожжовой А.И.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 8 февраля 2012 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Аришина Фёдора Ивановича об оспаривании действий начальника "данные изъяты" регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с отказом в разрешении вопроса о восстановлении его на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Бабошкина П.И., объяснения заявителя Аришина Ф.И. в обоснование доводов апелляционной жалобы и представителя начальника управления жилищного обеспечения - ФИО7, просившего об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С ДД.ММ.ГГГГ. Аришин непрерывно проходил военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией "данные изъяты" объединённой технической школы РОСТО (ДОСААФ) он принят на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.
Сначала Аришин с семьёй был вселён в служебное жилое помещение в общежитии, а в ДД.ММ.ГГГГ года ему выделена служебная квартира в "адрес". В ДД.ММ.ГГГГ Аришин подал рапорт об исключении занимаемого им жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда. Данное обращение командованием направлено в квартирно-эксплуатационные органы Министерства обороны Российской Федерации для разрешения, а в ДД.ММ.ГГГГ Аришин уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, в связи с чем исключён из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ того же года.
На основании решения Первомайского районного суда "адрес" от 4 июня 2010 г. договор найма служебного жилого помещения с Аришиным и членами его семьи расторгнут, и они выселены из указанного жилья без предоставления другого жилого помещения. При этом в просьбе о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начальником управления жилищного обеспечения Аришину отказано со ссылкой на то, что статус военнослужащего им был утрачен при увольнении с военной службы и последующем исключении из списков личного состава воинской части.
Аришин обратился в суд с заявлением, в котором просил признать это решение начальника управления жилищного обеспечения незаконным и возложить на указанное должностное лицо обязанность по восстановлению его на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Аришин просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований по следующим основаниям.
На момент увольнения с воной службы он не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, в связи с чем отсутствовали и основания для снятия его с жилищного учёта. Именно этими обстоятельствами было обусловлено его обращение в управление жилищного обеспечения с просьбой о восстановлении в списках нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а отказ начальника данного управления в восстановлении его на жилищном учёте он оспорил в судебном порядке. Между тем судом рассмотрено не заявлявшееся им фактически требование о возложении на начальника управления жилищного обеспечения обязанности по принятию его на учёт нуждающихся в получении жилого помещения, что повлекло принятие ошибочного решения об отказе в удовлетворении заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления Аришина, гарнизонный военный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для возложения на начальника управления жилищного обеспечения обязанности по рассмотрению обращения заявителя ввиду того, что тот с момента увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части утратил статус военнослужащего, а это, в свою очередь, не допускает возможности реализации Аришиным права на обеспечение жилым помещением в том порядке, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Однако с таким выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим и совместно с ними проживающим членам их семей жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, изложены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а перечень оснований, по которым такие граждане подлежат снятию с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приведён в ч. 1 ст. 56 того же Кодекса. При этом такого основания для снятия гражданина с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как обеспечение его служебным жильём, в ЖК РФ не содержится. Напротив, согласно статье 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, законодателем оговорено, что предоставление специализированного жилого помещения носит временный характер.
В связи с этим, поскольку первый контракт о прохождении военной службы Аришиным был заключён до ДД.ММ.ГГГГ, то обеспечение его служебным жильём по месту прохождения военной службы не предполагало при этом снятия его с учёта военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Как видно из выписок из протоколов заседания жилищной комиссии "данные изъяты" объединённой технической школы РОСТО (ДОСААФ) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, данные положения жилищной комиссией были учтены, так как приняв сначала решение о вселении Аришина в служебное жилое помещение в общежитии " "адрес"", а затем и о выделении ему служебного жилья в виде отдельной квартиры, этот коллегиальный орган не принимал решений о снятии заявителя с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Таким образом, на момент увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части Аришин, проживая в служебном жилье, состоял на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Между тем в соответствии с п. 10 утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учёта по изложенным в данном пункте основаниям, перечень которых соответствует содержанию ст. 56 ЖК РФ.
Этим же пунктом Инструкции предусмотрено, что учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведётся по очередности исходя из даты принятия их на учет.
Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим.
Военнослужащие, снятые с учёта нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра.
Такого основания для снятия с жилищного учёта, как увольнение военнослужащего с военной службы, приведённые нормы не содержат.
Напротив, положениями п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривается, что военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для рассмотрения уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации обращения Аришина о восстановлении его на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении не основан на нормах материального права и является ошибочным.
Поэтому решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Аришина, связанных с оспариванием отказа начальника управления жилищного обеспечения в рассмотрении по существу вопроса о восстановлении заявителя на жилищном учёте по тому основанию, что он уволен с военной службы и исключён из списков личного состава воинской части.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия признаёт необходимым принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Что же касается обжалуемого судебного решения в части отказа в удовлетворении требования Аришина о восстановлении его на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, то, исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые даны в п. 28 постановления от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судебная коллегия находит необходимым восстановить права Аришина путём возложения на начальника управления жилищного обеспечения обязанности установленным порядком рассмотреть поданное заявителем обращение, не предрешая при этом существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом.
Поэтому в указанной части обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Руководствуясь чч. 1, 3 статьи 327 1, п. 2 ст. 328, чч. 1-3 ст. 329, п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 8 февраля 2012 г. по заявлению Аришина Фёдора Ивановича в части, связанной с оспариванием отказа начальника "данные изъяты" регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в рассмотрении уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по существу обращения заявителя о восстановлении на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, в связи с неправильным применением норм материального права - отменить.
Принять в данной части новое решение
Признать незаконным отказ начальника "данные изъяты" регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в рассмотрении заявления Аришина Фёдора Ивановича о восстановлении его на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и обязать указанное должностное лицо разрешить данное обращение по существу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.