Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 28 марта 2012 г. по делу N 33А-337/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - КОСТИНА В.А.,
судей: -ВАСИЛЕНКО И.И.,
- ЗАРИ А.И.,
при секретаре ДАЛОЕВЕ А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командующего войсками "данные изъяты" регионального командования внутренних войск МВД России ( "данные изъяты" ВВ МВД России) и командующего Объединённой группировкой войск (сил) по проведению "данные изъяты" на территории "данные изъяты" региона Российской Федерации ( ОГВ (с)) - "данные изъяты" ФИО13
на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 23 января 2012 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" НАСЫРОВА Талгата Ахметовича об оспаривании действий воинских должностных лиц, связанных с досрочным увольнением его с военной службы в связи с проводимыми организационно - штатными мероприятиями (ОШМ) и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи ЗАРИ А.И., объяснения представителя командующего "данные изъяты" ВВ МВД России - ИСТОМИНА Д.А. поддержавшего доводы жалобы, объяснения заявителя НАСЫРОВА Т.А и его представителя КАЧАНОВА Н.А., возражавших против удовлетворения жалобы, а также выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" военного округа - "данные изъяты" ОРЛОВА М.И., полагавшего необходимым обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
НАСЫРОВ оспорил в суде приказ командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России ДД.ММ.ГГГГ N о досрочном увольнении его с военной службы в связи с ОШМ и изданный во исполнение его приказ командира войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ N об исключении его из списков личного состава воинской части.
В заявлении НАСЫРОВ указал, что при решении вопроса о его увольнении с военной службы в связи с проводимыми ОШМ им выражалось желание продолжить службу на иных воинских должностях, что командованием во внимание принято не было, и он был уволен с военной службы.
Решением гарнизонного военного суда заявление НАСЫРОВА удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель командующего ОГВ (с) просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. Ссылаясь на нормы законодательства, определяющего порядок прохождения военной службы, податель апелляционной жалобы считает необоснованным указание суда первой инстанции на необходимость изыскания командованием возможности размещения заявителя на воинских должностях не в рамках дислокации воинских частей "данные изъяты" ВВ МВД России, а в масштабах внутренних войск МВД России в целом, поскольку в связи с проводимыми ОШМ НАСЫРОВ не был зачислен в распоряжение главнокомандующего ВВ МВД России.
Указывается в жалобе и на право командования увольнять военнослужащего в связи с проводимыми ОШМ вне зависимости от желания военнослужащего.
Кроме того, в жалобе обращается внимание на то, что судом не была дана надлежащая оценка представленным должностными лицами доказательствам исполнения ими предписаний законодательства при решении вопроса о досрочном увольнении заявителя с военной службы. Сам НАСЫРОВ в ходе проведенной с ним беседы на предмет досрочного увольнения с военной службы каких-либо просьб относительно дальнейшего прохождения им военной службы не высказывал.
По мнению представителя суд первой инстанции не дал надлежащую оценку справке Врио помощника "данные изъяты" ВВ МВД России по работе с кадрами, об отсуствии вакантных должностей, а также не уточнил и не истребовал у представителя ответчиков соответствующие сведения и документы о проводимых во ВВ МВД России ОШМ.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что в связи с проводимыми ОШМ приказом командующего ОГВ (с) ДД.ММ.ГГГГ N НАСЫРОВ зачислен в распоряжение. В дальнейшем приказом командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России ДД.ММ.ГГГГ N он досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ и приказом командира войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ N. исключён из списков личного состава с 6 ноября 2011 года.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в частности, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Возможность перевода военнослужащих к новому месту военной службы из одной воинской части в другую ( в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации( других войск, воинских формирований или органов) в связи с ОШМ предусмотрена п.п. "е" п. 1 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы (Положение).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, зачисление военнослужащего в распоряжение соответствующего командира (начальника) в связи с проводимыми ОШМ не находится во взаимосвязи с возможностью его перевода к новому месту военной службы по названным основаниям за пределы мест дислокации воинских частей, подчинённых командиру (начальнику), в распоряжение которого зачислен военнослужащий, поскольку военную службу в ВВ МВД России военнослужащие проходят не в отдельно взятом регионе, а в войсковых частях на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.п. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями при отсутствии других оснований для увольнения.
Условия для досрочного увольнения военнослужащего по названным основаниям приведены в п. 4 ст. 34 Положения, которыми, в частности, являются:
- сокращение занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность;
- по истечению срока нахождения в распоряжении командира, установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность;
В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также п.п. "б" п. 2 ст. 13 Положения военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:
- нахождения в распоряжении командира в связи с проведением организационно - штатных мероприятий - не более шести месяцев;
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Следовательно, по смыслу действующих нормативных правовых актов для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с проводимыми ОШМ необходимо наличие следующих взаимосвязанных обстоятельств: невозможность назначения военнослужащего на равную воинскую должность и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность, а также истечение срока нахождения такого военнослужащего в распоряжении командира в связи с проведением организационно - штатных мероприятий и отсутствие его согласия с назначением высшую или низшую воинскую должность.
Судом первой инстанции в полной мере исследованы обстоятельства досрочного увольнения НАСЫРОВА с военной службы в связи с проводимыми ОШМ.
Из листа беседы, проведённой с заявителем 7 октября 2011 года видно, что он выразил своё несогласие с его досрочным увольнением с военной службы.
В судебном заседании НАСЫРОВ заявил, что в ходе данной беседы он выражал желание продолжить военную службу в любых регионах Российской Федерации, но эта просьба не была отражена в листе беседы.
Представитель должностного лица ФИО15 подтвердил обстоятельства ненадлежащего изготовления листа беседы.
В данной связи довод жалобы о том, что НАСЫРОВ не высказывал просьб относительно его дальнейшего прохождения военной службы, является несостоятельным.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий и решений возлагается на должностных лиц, чьи действия оспариваются.
Однако в ходе судебного разбирательства по данному делу должностными лицами и их представителями не были представлены в суд сведения, подтверждающие отсутствие вакантных должностей в рамках ВВ МВД России, где заявитель мог бы продолжить военную службу.
На то, что в отношении НАСЫРОВА командованием не исследовалась возможность его размещения на воинских должностях в рамках ВВ МВД России, указал в судебном заседании и представитель должностного лица.
Судом первой инстанции на основании исследованных в судебном заседании доказательств верно установлены обстоятельства изучения командованием возможности размещения НАСЫРОВА на воинских должностях лишь в рамках "данные изъяты" ВВ МВД России, что явно недостаточно для исполнения законодательных предписаний и соблюдения прав заявителя, гарантированных ему Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Поэтому довод апелляционной жалобы о том, что судом не была дана надлежащая оценка представленным должностными лицами доказательствам исполнения ими предписаний законодательства при решении вопроса о досрочном увольнении заявителя с военной службы, является несостоятельным.
Кроме того, судом первой инстанции была дана оценка справке Врио помощника командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России по кадрам ДД.ММ.ГГГГ N, содержащей сведения о невозможности размещения НАСЫРОВА на равных, низших и высших должностях в воинских частях "данные изъяты" ВВ МВД России, а также ссылку на распоряжение Главного командования ВВ МВД России, в которых указано о невозможности размещения военнослужащих на воинских должностях в иных регионах.
При этом судом сделан правильный вывод о том, что данная справка не является надлежащим доказательством невозможности назначения НАСЫРОВА на иные воинские должности в рамках ВВ МВД России, поскольку, вопреки требованиям названной части ст. 249 ГПК РФ, должностным лицом не представлено в суд само распоряжение Главкома ВВ МВД России, на которое сослался начальник управления кадров в справке, якобы уже уничтоженное, о чем заявил в суде представитель должностного лица.
При таких данных требовать у представителя должностных лиц дополнительных разъяснений по данному поводу и документов, подтверждающих проведение в ВВ МВД России ОШМ, у суда оснований не имелось.
Поэтому довод жалобы о том, что судом не была дана соответствующая правовая оценка указанной справке, является необоснованным.
Вместе с тем, несмотря на предоставленный законодательством шестимесячный срок для решения вопроса о дальнейшем предназначении военнослужащего при сокращении занимаемой им воинской должности в связи с проводимыми ОШМ ( п.п. "б" п. 2 ст. 13 Положения), до его истечения с момента зачисления в распоряжение в июле 2011 года, без выяснения возможности размещения НАСЫРОВА на иных воинских должностях в рамках ВВ МВД России, заявитель приказом командующего войсками "данные изъяты" ВВ МВД России ДД.ММ.ГГГГ N был досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ и изданным в его исполнение приказом командира войсковой части N ДД.ММ.ГГГГ N исключён из списков личного состава воинской части.
Таким образом, судом первой инстанции сделал правильный вывод о том, что командованием были нарушены вышеуказанные требования законодательства, регламентирующие порядок действий должностных лиц по реализации прав военнослужащих, чьи воинские должности были подвергнуты реорганизации либо сокращены в связи с проводимыми ОШМ, и правомерно удовлетворил требования НАСЫРОВА о восстановлении его на военной службе и в списках личного состава войсковой части N.
Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ростовского - на - Дону гарнизонного военного суда от 23 января 2012 года по заявлению НАСЫРОВА Талгата Ахметовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
КОСТИН В.А.
Судьи
ВАСИЛЕНКО И.И.
ЗАРЯ А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.