Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 сентября 2012 г. по делу N 33А-1667/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: - Корсакова В.А.,
- Шендрикова И.В.,
при секретаре - Паскале Н.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командующего "данные изъяты" флотом - ФИО7 на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 14 июня 2012г., которым командующему "данные изъяты" флотом отказано в удовлетворении искового заявления о привлечении к полной материальной ответственности командира войсковой части N "данные изъяты" Солопа Сергея Станиславовича.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., объяснения представителя командующего "данные изъяты" флотом - Кононова Н.Г. в обоснование доводов поданной жалобы, представителей командира войсковой части "данные изъяты" - СардинойГ.Л. и Глушик А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Командующий "данные изъяты" флотом обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать в пользу войсковой части N с командира данной воинской части Солопа в счёт возмещения причинённого им материального ущерба "данные изъяты" рублей, а также понесённые судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В обоснование иска он указал, что основанием для привлечения ответчика к полной материальной ответственности является незаконное расходование им денежных средств на дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, военнослужащих воинской части, находящихся в распоряжении командования, а также излишняя выплата денежной компенсации за поднаём жилого помещения военнослужащим, члены семей которых не являются гражданами Российской Федерации.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель командующего "данные изъяты" флотом просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска по следующим основаниям. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N военнослужащим, освобождённым от занимаемых должностей и зачисленным в распоряжение командования, выплата дополнительного материального стимулирования не предусмотрена. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N выплата денежной компенсации за поднаём жилого помещения в повышенном размере производится только военнослужащим, члены семьи которых являются гражданами Российской Федерации. Согласно акту проведения контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности "данные изъяты" флота (войсковой части N) от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п.14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N по 13 военнослужащим командиром войсковой части N не был представлен надлежащий комплект документов, а именно копии паспортов граждан Российской Федерации на всех членов семьи. На основании изложенного автором жалобы делается вывод о нарушении исполняющим обязанности командира войсковой части N Солопом приведённых выше положений нормативных правовых актов, в результате действий которого военнослужащим данной воинской части, не имеющим право на перечисленные выплаты, эти выплаты были произведены незаконно.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п.9 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, определяются Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О материальной ответственности военнослужащих".
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Суд первой инстанции, вопреки приведённым в жалобе доводам, обосновано установив, что действиями ответчика, реальный ущерб воинской части не причинялся, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.4 и 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", для привлечения его к полной или ограниченной материальной ответственности военнослужащих.
Так, согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
В соответствии с вышеизложенными положениями Закона приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу пп. 1-5 вышеназванного Порядка, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются соответствующими воинскими должностными лицами для непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организации Вооруженных Сил.
Доведение объемов бюджетных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и утвержденной расчетной суммы также осуществляется соответствующими воинскими должностными лицами до распорядителей бюджетных средств и непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организации ВС, стоящих на финансовом обеспечении.
Согласно пп. 6 и 7 того же Порядка дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 этого же Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил и - на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Как видно из разъяснений Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N дополнительное материальное стимулирование может производиться, также и военнослужащим, находящимся в распоряжении командования, при условии выполнения ими возложенных на них временных обязанностей, объявленных соответствующими приказами по воинской части. При этом фактическое выполнение указанными военнослужащими временных обязанностей должно быть подтверждено документом учета рабочего времени.
При соблюдении этих условий командир имеет право поощрить добросовестно выполняющих временные обязанности военнослужащих.
Таким образом, командиру части, с учетом доведенных соответствующим воинским должностным лицом объемов бюджетных средств и, исходя из исполнения военнослужащим обязанностей, в том числе и временных, по воинской должности, предоставлено право дифференцированно устанавливать подчиненным ему военнослужащим дополнительные выплаты материального стимулирования.
Судом первой инстанции установлено, что приказами командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были разработаны и утверждены временные функциональные обязанности персонально каждому военнослужащему, зачисленному в распоряжение командования.
Из пояснений представителей командира войсковой части N Сардиной, "данные изъяты", и Глушик, "данные изъяты", данных ими в суде апелляционной инстанции, видно, что установленный порядок для производства военнослужащим, находящимся в распоряжении командования был полностью соблюдён. К тому же выплата дополнительного материального стимулирования производилась в пределах объемов бюджетных средств, выделенных для войсковой части N на указанные цели.
При таких обстоятельствах вывод гарнизонного военного суда о том, что командир войсковой части N при принятии решения о производстве дополнительного стимулирования в качестве поощрения военнослужащим, находящимся в распоряжении командования, которые исполняли в установленном порядке временные обязанности, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, является обоснованным.
К тому же данная выплата производилась в пределах денежных средств, выделенных вышестоящим органом военного управления на эти цели.
Пунктом 3 статьи15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в случае отсутствия возможности обеспечить их на это время служебными жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитиями, по их желанию ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наём (поднаём) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Положением о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N), определены размеры и порядок выплаты компенсации.
Пунктом 2 этого Положения предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
В указанном порядке денежная компенсация выплачивается военнослужащим при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Эти положения закреплены и в Инструкции о мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, которая утверждена приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом в п. 14 Инструкции указано о том, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании ряда документов, куда, среди прочего, включены копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания.
Из материалов дела усматривается, что члены семьи военнослужащих, с учётом которых, производилась выплата денежной компенсации за поднаём жилого помещения в повышенном размере, являются гражданами "данные изъяты".
Однако данное обстоятельство, вопреки доводам апелляционной жалобы, не может служить основанием для отказа в выплате таким военнослужащим денежной компенсации за поднаём жилья при прохождении ими военной службы на территории "данные изъяты", поскольку ст. 21 Соглашения между Российской Федерацией и "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ О статусе и условиях пребывания "данные изъяты" флота Российской Федерации на территории Украины обязанность обеспечения жилой площадью военнослужащих и членов их семей возложена на командование воинских формирований флота, а Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров "данные изъяты" О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности "данные изъяты" флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ гарантируется защита прав собственности договаривающихся Сторон, прав и интересов граждан "данные изъяты", военнослужащих "данные изъяты" флота Российской Федерации и членов их семей.
То есть, при заключении межгосударственных соглашений по вопросу пребывания "данные изъяты" флота Российской Федерации на территории "данные изъяты" обязанность по обеспечению жилищных прав военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях флота, и членов их семей, приняла на себя Российская Федерация. При этом не предусмотрено каких-либо ограничений в возможности реализации жилищных прав военнослужащим, проходящим военную службу на территории "данные изъяты", которые были бы связаны с наличием либо отсутствием российского гражданства у членов его семьи, а выплата денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения является одной из форм реализации жилищных прав военнослужащего и членов его семьи до предоставления им жилого помещения по установленным нормам.
Согласно ч.4 ст. 11 ГПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что командир воинской части, производя выплату данной денежной компенсации в повышенном размере военнослужащим, члены семьи которых являются гражданами "данные изъяты", положения действующего законодательства не нарушал.
Не находя оснований для отмены или изменения решения и руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 14июня 2012г. по иску командующего "данные изъяты" флотом к Солопу Сергею Станиславовичу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя воинского должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.