Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 сентября 2012 г. по делу N 33А-1780/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Потапченко И.Н.,
судей:
Зари А.И.,
Шендрикова И.В.,
при секретаре Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации - ФИО9 на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 22 мая 2012 г., которым частично удовлетворено заявление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, "данные изъяты" Тазетдинова Гамзата Флюровича об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации и командира войсковой части N, связанного с порядком увольнения заявителя с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации - Дудина С.А. в обоснование доводов поданной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тазетдинов, срок действия контракта о прохождении военной службы которого истек в апреле 2012 г., в мае того же года обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие указанных выше должностных лиц, связанное с несвоевременным увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, и обязать их издать соответствующие приказы.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Бездействие Министра обороны Российской Федерации было признано судом незаконным и на упомянутое должностное лицо возложена обязанность по изданию приказа об увольнении Тазетдинова с военной службы.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия командира воинской части судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны Российской Федерации просит отменить решение суда в части признания незаконным бездействия Министра обороны Российской Федерации и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать в полном объёме, приводя в обоснование следующие доводы.
Заявитель несвоевременно подал рапорт о его увольнении с военной службы, поскольку в связи с установленным порядком издания приказа и удаленностью пункта постоянной дислокации войсковой части N от Министра обороны Российской Федерации двух месяцев явно недостаточно для своевременного увольнения военнослужащего с военной службы.
Командованием воинской части во исполнение установленного порядка был подготовлен и направлен проект приказа об увольнении Тазетдинова с военной службы, который позднее поступил Министру обороны Российской Федерации и был своевременно подписан им 6 июня 2012 г.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит оспариваемое решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись упомянутому должностному лицу.
Телеграммой штаба "данные изъяты" военного округа дополнительно командирам воинских частей доведены положения данного приказа и разъяснено, что проекты приказов в отношении военнослужащих по контракту (старшин, сержантов и солдат) для включения в приказы Министра обороны Российской Федерации должны быть направлены в управление кадров военного округа.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статус военнослужащего приобретается с началом военной службы и утрачивается с ее окончанием.
Согласно пп. 1, 2 и 4 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основанием прохождения военной службы по контракту является заключение между гражданином и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменного соглашения, в котором закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы или исключения военнослужащего из списков воинской части в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно пп. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и пп. 1, 3 и 4 ст. 3, п. 8 и подп. "а" п. 9 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта о прохождении военной службы, а окончанием - дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
При этом такое исключение осуществляется, по общему правилу, в день истечения срока военной службы, которым признается соответствующее число и месяц последнего года срока контракта.
Изложенное согласуется и с правовыми позициями, изложенными в Определении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N 1622-О-О.
Вместе с тем п. 11 ст. 38 упомянутого Федерального закона содержит указание и на то, что момент истечения срока контракта о прохождении воинской службы и момент исключения военнослужащего из списков личного состава могут не совпадать, поскольку военнослужащий, подписывая контракт и
приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте.
Однако это не предусматривает право федеральных органов исполнительной власти, заключивших контракт с военнослужащим, задерживать его исключение из списков личного состава по иным, не указанным в законе, основаниям.
Как видно из материалов дела, таких оснований в отношении Тазетдинова не имеется.
Как установил суд первой инстанции, контракт о прохождении военной службы заключён Министерством обороны Российской Федерации с Тазетдиновым 15 апреля 2009 г. на срок три года, то есть его срок истёк 15 апреля 2012 г.
При этом заявитель, заблаговременно 23 февраля 2012 г. обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором изложил просьбу об увольнении его с военной службы в связи с истечением срока контракта.
Документы на увольнение заявителя с проектом приказа, как указано в апелляционной жалобе, командиром воинской части направлены в установленном порядке, однако на момент принятия судом первой инстанции решения заявитель не был уволен с военной службы.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд обоснованно обязал Министра обороны Российской Федерации, то есть должностное лицо, ответственное за подписание приказов по личному составу, уволить заявителя с военной службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грозненского гарнизонного военного суда от 22 мая 2012 г. по заявлению Тазетдинова Гамзата Флюровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.