Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 октября 2012 г. по делу N 33А-2129/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей - Коробенко Э.В.,
- Корсакова В.А.,
при секретаре - Малиной Ю.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционным жалобам заявителя и представителя командира войсковой части N на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 5 июля 2012 г., которым частично удовлетворено заявление
"данные изъяты" Коврыженко Романа Юрьевича
об оспаривании действий командира и председателя жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства и порядком исключения из списков личного состава.
Заслушав доклад судьи Дегтярева И.П., объяснения заявителя и его представителя - Архипова О.Ю., представителя командира и председателя жилищной комиссии воинской части - "данные изъяты" Никонова В.А. в обоснование доводов апелляционных жалоб, заключение военного прокурора отдела Южного военного округа "данные изъяты" Орлова М.И., полагавшего необходимым решение суда частично отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Коврыженко проходил военную службу по контракту в войсковой части N с ДД.ММ.ГГГГ
Приказом командующего войсками "данные изъяты" командования внутренних войск "данные изъяты" России от ДД.ММ.ГГГГ N он досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а на основании приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ того же года N исключен из списков личного состава.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к командиру воинской части с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в городе "данные изъяты"
В этот же день в этой просьбе председателем жилищной комиссии воинской части заявителю было отказано на основании ст. 52 ЖК РФ в связи с тем, что тот не представил необходимые документы.
Полагая свои права нарушенными, Коврыженко обратился в суд с заявлением, в котором оспорил приказ о его исключении из списков личного состава и отказ в принятии его на названный учет нуждающихся и просил возложить обязанность по отмене данного приказа и принятию его на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в городе "данные изъяты", либо по согласованию с ним в ином регионе Российской Федерации.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным указанный отказ и обязал командира и председателя жилищной комиссии воинской части поставить заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в городе "данные изъяты", либо по согласованию с ним в ином регионе Российской Федерации. В удовлетворении требования заявителя об оспаривании приказа об исключении из списков личного состава судом отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме. Он мотивирует это тем, что его общая продолжительность военной службы составляет более "данные изъяты", поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он исключению из списков личного состава до обеспечения жильем без его согласия не подлежал.
В апелляционной жалобе представитель командира воинской части просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Он мотивирует это тем, что в нарушение требований ст. 52 ЖК РФ заявителем не были представлены документы, подтверждающие его право находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем оспариваемый отказ является правомерным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционных жалобах доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При разрешении спорного правоотношения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном ст. 15 названного Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением указанных военнослужащих и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Следовательно, необеспеченность жильем указанной категории военнослужащих является препятствием для их увольнения с военной службы, а не исключения из списков личного состава.
Между тем, решение суда в части возложения на командира и председателя жилищной комиссии воинской части обязанности по постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
Так, в соответствии с п. 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75, военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Согласно п. 26 данной Инструкции решение о постановке или о невозможности постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию.
Следовательно, суд необоснованно возложил оспариваемую обязанность на председателя жилищной комиссии, поскольку решение данного вопроса является компетенцией коллегиального органа - жилищной комиссии воинской части.
Из материалов дела видно, что рапорт заявителя предметом рассмотрения жилищной комиссии воинской части не являлся.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым возложить на командира и председателя жилищной комиссии обязанность по передаче рапорта заявителя о постановке на учет нуждающихся в жилищную комиссию для рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 5 июля 2012 г. по заявлению Коврыженко Романа Юрьевича в части возложения на командира и председателя жилищной комиссии войсковой части N обязанности по постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в связи с неправильным применением норм материального права отменить.
Принять в этой части новое решение.
Обязать командира и председателя жилищной комиссии войсковой части N обязанность по передаче рапорта Коврыженко о постановке на учет нуждающихся в жилищную комиссию данной воинской части для рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и представителя командира воинской части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.