Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 31 октября 2012 г. по делу N 33А-2293/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: - Василенко И.И.,
- Зари А.И.,
при секретаре Паскале Н.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N на решение Майкопского гарнизонного военного суда от 22 августа 2012 года, которым удовлетворено частично заявление в интересах бывшего военнослужащего войсковой части N
"данные изъяты" в отставке Матющенко Олега Николаевича об оспаривании решения командира и жилищной комиссии названной воинской части, связанных с исключением его из списков лиц, нуждающихся в получении жилья.
Заслушав доклад судьи Зари А.И., объяснения представителя командира и жилищной комиссии войсковой части N - "данные изъяты" Красникова К.А., объяснения заявителя Матющенко О.Н. и его представителя Матющенко Р.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Матющенко обратился к командованию с рапортом об увольнении его с военной службы по состоянию здоровья. При этом, желая реализовать своё право на жилье после увольнения с военной службы, он в данном рапорте указал на просьбу оставить его в списках очередников воинской части на получение жилого помещения.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N Матющенко, общая продолжительность военной службы которого составляла более "данные изъяты" лет, досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава воинской части со дня издания данного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после увольнения с военной службы, заявитель дополнительно обращался к командованию войсковой части N по вопросу неопределенности его правового положения как лица, не обеспеченного жильем при увольнении с военной службы.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) Матющенко принят на учёт нуждающихся в жилом помещении, а решением той же жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) ему на состав семьи в "данные изъяты" человек распределено жилое помещение по адресу: "адрес"., общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) вышеназванное решение жилищной комиссии о распределении заявителю квартиры отменено. Кроме того, тем же решением Матющенко исключен из списков очередников, нуждающихся в получении жилья на том основании, что он обратился в жилищную комиссию с рапортом о принятии на жилищный учёт после утраты им статуса военнослужащего, то есть после исключения из списков личного состава воинской части.
Матющенко через представителя обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N).
Решением суда заявление Матющенко удовлетворено частично.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) в части исключения Матющенко из списков очередников, нуждающихся в получении жилья. В удовлетворении заявления о признании незаконным этого же решения жилищной комиссии в части отменены п. 1.14 протокола N от ДД.ММ.ГГГГ о распределении Матющенко жилой площади судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части N просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование указывается, что при обращении Матющенко к командованию с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с военной службы и оставлении его в списках очередников на получение жилья им не было представлено документов, подтверждающих его нуждаемость в жилье. Далее автор жалобы утверждает, что после установления целевой группой Главного командования внутренних войск МВД России и "данные изъяты" регионального командования ВВ МВД России факта неправомерных действий должностных лиц войсковой части N, осуществляющих постановку на жилищный учет, было принято решение о необоснованной постановке Матющенко на учет в "данные изъяты".
В заключение указывается, что поскольку Матющенко на момент рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся в жилье в ДД.ММ.ГГГГ не обладал статусом военнослужащего, то он не имел права на принятие его на учёт нуждающегося в жилом помещении. При этом обращается внимание на то, что заявитель повторно обратился с просьбой о поставке на жилищный учет только через "данные изъяты" лет после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании п. 39 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ ( в редакции на момент спорных правоотношений) социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно абз. 2 п. 1 и п. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет "данные изъяты" лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы, в частности, по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений.
Возможность оставления в списках очередников на получение жилья военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых более "данные изъяты" лет, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, предусмотрена п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Матющенко обратился к командованию с рапортом об увольнении его с военной службы по состоянию здоровья. При этом он просил оставить его в списках очередников на получение жилого помещения, желая реализовать своё право на жильё после увольнения с военной службы.
В представлении к увольнению заявителя с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ также содержится указание на то обстоятельство, что Матющенко согласен на увольнение с военной службы с оставлением его в списках очередников на получение жилья.
Однако, несмотря на то, что в ДД.ММ.ГГГГ командованию были известны основания и условия досрочного увольнения заявителя с военной службы с оставлением его в списках очередников на получение жилого помещения, Матющенко был включён в указанные списки лишь решением жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), после его неоднократных обращений к командованию по поводу решения его жилищного вопроса.
Из протокола заседания жилищной комиссии названной воинской части от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) видно, что единственным основанием для исключения Матющенко из списков лиц, нуждающихся в жилом помещении, явилось то, что он обратился с рапортом о признании его нуждающимся в жилье ДД.ММ.ГГГГ, то есть после исключения из списков личного состава названной воинской части. На данные обстоятельства сослался в суде апелляционной инстанции и представитель жилищной комиссии Красников. При этом он пояснил, что рапорт Матющенко от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией во внимание не принимался.
Данный вывод жилищной комиссии является ошибочным, поскольку заявитель обратился к командованию с просьбой обеспечить его жилым помещением до увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, то есть до издания приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N. К тому же последующие обращения заявителя к командиру войсковой части N по поводу решения его жилищного вопроса в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, взаимосвязаны с первичным обращением Матющенко по поводу его обеспечения жильём в связи с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", утверждена одноимённая Инструкция, согласно п. 27 которой при рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Между с тем по делу установлено, что вопреки требованиям названных нормативных документов, жилищная комиссия войсковой части N при исключении Матющенко из числа лиц, нуждающихся в жилом помещении, его жилищные условия не проверяла, а также не устанавливала наличие оснований для снятия заявителя с учёта лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, сославшись лишь на утрату им статуса военнослужащего на момент одного из обращений в жилищную комиссию в ДД.ММ.ГГГГ по поводу решения его жилищного вопроса.
Является необоснованным указание в жалобе на то, что к рапорту Матющенко от ДД.ММ.ГГГГ не были приложены документы, обосновывающие его нуждаемость в жилье, как на обстоятельство, препятствующее включению его в число очередников воинской части, нуждающихся в получении жилья. В судебном заседании установлено, что жилищная комиссия войсковой части N данный рапорт заявителя не рассматривала и решение по нему не принимала, а следовательно, не устанавливала отсутствие каких-либо документов. Впервые жилищная комиссия названной воинской части рассмотрела вопрос о признании Матющенко нуждающимся в жилье ДД.ММ.ГГГГ (протокол N), и с учётом имеющихся документов признала его нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных вышеназванной статьёй Кодекса оснований снятия их с учёта.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании незаконным оспоренного Матющенко решения названной жилищной комиссии в части исключения его из числа лиц, нуждающихся в жилье, а поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского гарнизонного военного суда от 22 августа 2012 года по заявлению представителя в интересах Матющенко Олега Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.