Постановление Президиума Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 24 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Президиум Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Птицына М.Ю.
и членов президиума: Виташова Л.М., Каргина А.И., Ткаченко Е.А.,
Костина В.А. и Юголайнина О.В.,
при секретаре Нестиевой М.А.,
рассмотрел материалы судебного производства, переданные на рассмотрение президиума судьей Северо-Кавказского окружного военного суда Патланём В.А., по кассационной жалобе представителя военного комиссариата "данные изъяты" на определение судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 ноября 2011 года по иску военного комиссариата "данные изъяты" о привлечении "данные изъяты" Овакимяна Александра Маратовича к материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего содержание принятых судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и определения о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум окружного военного суда
УСТАНОВИЛ:
военный комиссариат "данные изъяты" обратился в гарнизонный военный суд с исковым заявлением о привлечении Овакимяна к материальной ответственности за ущерб, который, по мнению истца, причинён ответчиком излишними денежными выплатами, произведёнными гражданскому персоналу, в размере 34390 руб.
Определением судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2011 года исковое заявление военного комиссариата "данные изъяты" оставлено без движения по мотиву неуплаты государственной пошлины, и истцу предложено уплатить указанный сбор в размере 1 231 руб. 70 коп.
Представитель военного комиссариата подал на определение суда частную жалобу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 ноября 2011 года определение судьи гарнизонного военного суда оставлено без изменения, а частная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Настоящая жалоба подана представителем военного комиссариата Волгоградской области 15 марта 2012 года, в связи с чем она подлежит рассмотрению в порядке главы 41 ГПК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ, действующей с 1 января 2012 года).
В кассационной жалобе представитель военного комиссариата просит судебные постановления ввиду существенного нарушения норм материального права отменить, полагая, что выводы судебных инстанций о том, что военный комиссариат с 1 января 2011 года не относится к государственным органам, являются ошибочными.
В обоснование автор жалобы приводит содержание отдельных положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, пункта 2 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 года N 1132, и делает вывод о том, что военный комиссариат "данные изъяты" является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации.
По мнению представителя истца, военный комиссариат относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Рассмотрев материалы судебного производства и кассационную жалобу, президиум окружного военного суда приходит к следующему выводу.
Оставляя без движения исковое заявление военного комиссариата "данные изъяты" о привлечении Овакимяна к материальной ответственности по мотиву неуплаты военным комиссариатом государственной пошлины, судья гарнизонного военного суда исходил из того, что военный комиссариат не относится к государственным органам, на которых при обращении в суд общей юрисдикции распространяются налоговые льготы, а поэтому истцу надлежит уплатить государственную пошлину в размере 1 231 руб. 30 коп.
Суд кассационной инстанции согласился с этим и, сославшись, кроме того, на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что предусмотренное подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации основание для освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции на военные комиссариаты не распространяется, поскольку с 1 января 2011 года военные комиссариаты не относятся к территориальным органам Министерства обороны Российской Федерации.
Однако такие выводы судебных инстанций нельзя признать правильными.
Статьёй 132 ГПК Российской Федерации предусмотрено, что к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В соответствии с положениями статьи 89 того же Кодекса льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах понятие "государственного органа" отсутствует, в связи с чем в силу положений части первой статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит руководствоваться понятиями других отраслей российского законодательства, в которых они используются.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что к государственным органам относятся органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, определяет Министерство обороны Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
В пункте 5 названного Положения закреплено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 года N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.
Изложенное свидетельствует о том, что военный комиссариат "данные изъяты" относится к государственным органам, которые на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в гарнизонный военный суд с исковым заявлением подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Что касается ссылок судебных инстанций на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то данные нормы не исключают военные комиссариаты из числа территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, у судьи гарнизонного военного суда не имелось оснований для оставления без движения искового заявления военного комиссариата "данные изъяты" ввиду неуплаты им государственной пошлины.
Следовательно, судами первой и второй инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, что воспрепятствовало доступу истца к правосудию.
Данные нарушения являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов военного комиссариата "данные изъяты", а поэтому в соответствии с требованиями статьи 387 ГПК Российской Федерации принятые по делу судебные постановления подлежат отмене, а дело - направлению в гарнизонный военный суд для выполнения требований статьи 133 ГПК Российской Федерации.
Руководствуясь положениями статьи 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", статьями 386-388, пунктом 2 части первой статьи 390 ГПК Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ), президиум Северо-Кавказского окружного военного суда
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу представителя военного комиссариата Волгоградской области удовлетворить.
Определение судьи Волгоградского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 30 ноября 2011 года по иску военного комиссариата "данные изъяты" о привлечении Овакимяна Александра Маратовича к материальной ответственности ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права отменить.
Материалы судебного производства по иску военного комиссариата "данные изъяты" о привлечении Овакимяна Александра Маратовича к материальной ответственности направить в Волгоградский гарнизонный военный суд на новое рассмотрение.
Председательствующий М.Ю. Птицын
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.