Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 декабря 2012 г. по делу N 33А-2971/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей - Василенко И.И.,
- Шендрикова И.В.,
при секретаре - Паскале Н.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации - ФИО5 на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 30 августа 2012 г., которым частично удовлетворено заявление "данные изъяты" Гасанова Руслана Абдуллаевича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командира войсковой части N и руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Единый расчетный центр), связанных с порядком досрочного увольнения заявителя с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации - Подшибякина П.Ю. в обоснование доводов поданной жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" военного округа "данные изъяты" Орлова М.И., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, по представлению командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, Гасанов досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава данной воинской части.
При этом командир войсковой части N также издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении Гасанова из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
Гасанов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными вышеуказанные приказы и представление командования, обязать упомянутых воинских должностных лиц отменить эти приказы, восстановить его на военной службе и в списках личного состава воинской части, а на руководителя Единого расчётного центра возложить обязанность по обеспечению его за период необоснованного увольнения положенными видами довольствия. Кроме того, он просил взыскать с названного довольствующего органа в его пользу в счет компенсации морального вреда "данные изъяты" руб., а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере "данные изъяты" руб. и оплатой услуг представителя в сумме "данные изъяты" руб.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
Судом признаны незаконными представление командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ и оспариваемые приказы в части досрочного увольнения Гасанова с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключения его из списков личного состава воинской части. При этом суд обязал:
Министра обороны Российской Федерации
- отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N в части досрочного увольнения заявителя с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части;
- обеспечить заявителя за период необоснованного увольнения с военной службы положенными видами довольствия и возложить обязанность на Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации по вводу сведений о прохождении заявителем военной службы по контракту в базу данных "Программное издание ресурсного обеспечения SAP";
командира войсковой части N
- отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении Гасанова из списков личного состава воинской части;
руководителя Единого расчётного центра
- обеспечить Гасанова денежным довольствием после решения Министром обороны Российской Федерации вопроса о внесении соответствующих сведений в базу данных.
Кроме того, судом взысканы с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Гасанова судебные расходы, состоящие из оплаты услуг представителя, в размере "данные изъяты" руб. и уплаты государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб.
В удовлетворении требований о компенсации морального вреда, а также возмещении ему судебных расходов на большую сумму судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Гасанов досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на законных основаниях, поскольку командованием приняты исчерпывающие меры по определению возможности продолжения заявителем военной службы в масштабах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вывод суда о возложении на Министра обороны Российской Федерации обязанности по восстановлению нарушенных прав заявителя является неправомерным, поскольку данное должностное лицо издаёт приказы по личному составу на основании представленных командованием воинских частей соответствующих сведений.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
Исходя из смысла нормативных положений, регулирующих военную службу и порядок ее прохождения, в случае сокращения воинской должности, занимаемой военнослужащим, и отсутствии вакантных воинских должностей в военном округе, в котором он проходит военную службу, другая воинская должность может предлагаться военнослужащему, изъявившему желание на назначение на низшие или высшие воинские должности, и в других военных округах в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Гасанов, находящийся в распоряжении командования, не был согласен с досрочным увольнением его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом изъявил желание продолжить военную службу на любой воинской должности в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворив требования заявителя, обоснованно исходил из того, что командованием, при отсутствии несогласия Гасанова с назначением на высшую либо низшую воинскую должность, не предприняты исчерпывающие меры по рассмотрению вопроса о его служебном предназначении.
Так, поступившие в войсковую часть N телеграммы, в которых сообщалось о невозможности разместить Гасанова на "данные изъяты" и "данные изъяты" флотах, в "данные изъяты" флотилии, на "данные изъяты" флоте, в "данные изъяты" военном округе и "данные изъяты" военном округе, как верно указал суд, не свидетельствует об отсутствии в масштабах Вооруженных Сил Российской Федерации воинских должностей, подлежащих замещению заявителем.
Кроме того, судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что указанные выше сведения получены командованием воинской части в ДД.ММ.ГГГГ, а решение об увольнении Гасанова с военной службы было принято фактически через год.
С учетом изложенного гарнизонный военный суд обоснованно указал на то, что права при досрочном увольнении Гасанова с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями были нарушены, а потому он подлежал восстановлению на указанной службе и в списках личного состава воинской части, а также обеспечению за период необоснованного увольнения положенными видами довольствия.
К тому же приказ командира войсковой части N об исключении Гасанова из списков личного состава воинской части является незаконным, так как издание такого приказа относится к исключительной компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Поскольку в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N приказы по личному составу, несмотря на подготовку проектов этих приказов командованием воинской части, издаются и подписываются названным Министром, то вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности по восстановлению нарушенных прав Гасанова именно на данное должностное лицо является правильным.
Таким образом, оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 30 августа 2012 г. по заявлению Гасанова Руслана Абдуллаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.