Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 12 декабря 2012 г. по делу N 33А-2548/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей - Давыдова И.И.,
- Шендрикова И.В.,
при секретаре - Далоеве А.Т.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2012 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Лакуевой Антонины Васильевны об оспаривании действий начальника федерального государственного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "данные изъяты"), связанных с порядком признания заявителя нуждающимся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., объяснения заявителя Лакуевой А.В. и её представителя Алборовой М.Р. в обоснование доводов поданной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N Лакуевой, заключившей первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ подлежащей увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и имеющей общую продолжительность военной службы более 10 лет, отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному после увольнения месту постоянного жительства в "данные изъяты".
Лакуева обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными эти действия указанного жилищного органа и обязать признать её нуждающейся в таком жилом помещении с составом семьи три человека, поставив на соответствующий жилищный учёт.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления по следующие основаниям.
Она имеет право на признание нуждающейся в избранном после увольнения постоянном месте жительства, поскольку занимаемое по месту военной службы жилое помещение обязуется сдать при предоставлении жилого помещения в "данные изъяты".
При этом отсутствие у неё возможности сдать имеющуюся в собственности в результате приватизации долю жилого помещения в "данные изъяты" а также обеспеченность её мужа - бывшего военнослужащего жилым помещением в "данные изъяты" не препятствуют признанию нуждающейся в жилом помещении в избранном после увольнения постоянном месте жительства.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем. Такая же правовая позиция сформулирована в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 г. N 403-О-О и 17 декабря 2009 г. N 1619-О-О.
Порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
В указанных Правилах учета урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подп. "а" п. 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подп. "а" п. 10 Правил учета допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации. Такое понимание этой правовой нормы вытекает из решения Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2001 г. N ВКПИ01-01, вынесенного в порядке гл. 24 ГПК РФ.
Кроме того, в соответствии с подп. "в" п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N, участником подпрограммы может быть гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности. Для получения сертификата такой гражданин в соответствии подп. "ж" п. 44 Правил обязан представить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья военнослужащими в избранном месте постоянного жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно материалам дела Лакуева имеет в собственности "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес"
При этом из пояснений Лакуевой, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что она в соответствии со ст. 9.1. Федерального закона "О статусе военнослужащих" не имеет возможности передать свою долю собственности в указанном жилом помещении "данные изъяты".
К тому же в судебном заседании суда первой инстанции она пояснила, что не желает быть обеспеченной жильём путем получения государственного жилищного сертификата.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Лакуева по месту прохождения военной службы в "данные изъяты" обеспечена жильём по установленным нормам, "данные изъяты".
При таких обстоятельствах вывод гарнизонного военного суда о том, что "данные изъяты" обоснованно отказало заявителю в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному после увольнения месту постоянного жительства, является правильным.
В связи с этим Лакуевой обоснованно отказано в удовлетворении её заявления
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2012 г. по заявлению Лакуевой Антонины Васильевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.