Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 19 декабря 2012 г. по делу N 33А-2496/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Василенко И.И. и Корсакова В.А.,
при секретаре Малове Д.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Скрипника С.Б. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 июля 2012 г., которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Скрипника Сергея Борисовича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командующего Черноморским флотом, командира войсковой части N, начальника ФГУ " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) и начальника N отделения морской инженерной службы "данные изъяты" (далее - N ОМИС), связанных с порядком увольнения с военной службы, порядком сдачи жилого помещения, а также исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Корсакова В.А., объяснения представителя заявителя - Кабанова Н.В. в обоснование доводов жалобы, выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" военного округа "данные изъяты" Орлова М.И., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скрипник обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации, связанные с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением, а также бездействие командующего "данные изъяты" флотом, связанное с непринятием мер по отзыву представления к увольнению с военной службы.
Также Скрипник просил обязать начальника регионального управления жилищного обеспечения выдать ему справку о сдаче жилой площади, а начальника N ОМИС - принять денежные средства в размере "данные изъяты" гривен Украины, составляющие остаточную инвентаризационную стоимость "данные изъяты" доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
В этом же заявлении Скрипник просил обязать командира войсковой части N выплатить ему с ДД.ММ.ГГГГ надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, классную квалификацию, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ.
Решением суда заявление Скрипника удовлетворено частично, суд обязал командира войсковой части N издать соответствующие приказы, а командира войсковой части N - выплатить Скрипнику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавку за работу со сведениями, оставляющими государственную тайну, надбавку за классную квалификацию, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальных требований заявителя было отказано.
В апелляционной жалобе Скрипник просит решение суда в части отказа от удовлетворения его требований отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Автор апелляционной жалобы утверждает, что полученная им в период прохождения военной службы квартира находится в ведении правительства города "адрес" и располагается на территории "адрес". Он перед увольнением с военной службы выразил желание получить жилое помещение на территории Российской Федерации. Заявитель дает свою трактовку действующему законодательству и формулирует вывод о том, что командование не могло его уволить с военной службы без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Также податель жалобы указывает на то, что его необходимо было восстановить в списках личного состава воинской части до полного обеспечения всеми видами довольствия.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявитель проходил военную службу по контракту в войсковой части N, общая продолжительность его военной службы составляет более 29 лет.
В ДД.ММ.ГГГГ Скрипнику на состав семьи четыре человека предоставлена служебная "данные изъяты" квартира, расположенная по адресу: "адрес"
В ДД.ММ.ГГГГ заявитель отказался от предложенной ему "данные изъяты" квартиры в "адрес" в связи с тем, что члены его семьи являлись гражданами "данные изъяты" и не подлежат обеспечению жильем на территории Российской Федерации.
В ДД.ММ.ГГГГ занимаемая Скрипником квартира исключена из числа служебных, после чего заявитель с его согласия представлен к увольнению с военной службы.
Однако ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с рапортом к начальнику командного пункта флота с просьбой уволить его с военной службы после обеспечения постоянным жильем в избранном месте жительства в "адрес" или в "адрес". В рапорте заявитель также указал, что обязуется компенсировать стоимость причитающейся ему доли жилого помещения в ранее предоставленной квартире.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п.п. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений и выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в частности, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилыми помещениями на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, реализация указанного права предполагает обязанность лиц, претендующих на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту постоянного жительства, сдать предоставленное им по месту прохождения военной службы жилье федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Данное требование закона относится как к военнослужащим, проходящим военную службу на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, вывод суда первой инстанции о том, что начальник N ОМИС обоснованно отказал заявителю в обязанности принять денежные средства в счет оплаты причитающейся заявителю доли занимаемого жилого помещения, а руководитель управления жилищного обеспечения - в выдаче справки установленного образца о сдаче жилого помещения является правильным.
В соответствии с п.п. 1 и 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более безвозмездно предоставляются в собственность занимаемые ими жилые помещения и жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального Закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений.
Согласно статье 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров "данные изъяты" о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности "данные изъяты" флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории "данные изъяты" от 16 марта 2000 года, лица, увольняемые с воинской службы из состава "данные изъяты" флота Российской Федерации на территории Украины, и члены их семей, избравшие постоянное место жительства территорию "данные изъяты" в местах дислокации "данные изъяты" флота Российской Федерации, обеспечиваются жилой площадью за счет средств Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, заявитель достиг предельного возраста пребывания на военной службе, в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, перед увольнением с военной службы избрал постоянным местом жительства "адрес" и дал согласие на увольнение с военной службы при условии исключения занимаемой им и членами его семьи квартиры из числа служебных, занимаемое им жилое помещение было исключено из числа служебных.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что препятствий для представления заявителя к увольнению с военной службы и увольнению с военной службы не имелось, является верным.
Довод заявителя о том, что он не может считаться обеспеченным жилым помещение по той причине, что занимаемая им квартира закреплена за Департаментом жилищной политики и жилищного фонда "данные изъяты" является несостоятельным, поскольку военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями за счет государства, а собственность субъекта Российской Федерации согласно части 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является разновидностью государственной собственности Российской Федерации.
Решение об отмене приказов об увольнении и исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба в силу п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы должно приниматься судом в случае, если нарушение прав этого лица не может быть устранено без восстановления его на военной службе и в списках личного состава воинской части.
Из материалов дела усматривается, что на день исключения из списков личного состава воинской части Скрипник обеспечен установленным денежным довольствием, за исключением дополнительных денежных выплат, которые включали в себя надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, надбавку за классную квалификацию, премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и материальную помощь за ДД.ММ.ГГГГ
При этом сумма указанных выплат явно несоразмерна объему прав и льгот, на которые претендует заявитель, настаивая на восстановлении в списках личного состава воинской части.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно возложил на командование воинской части обязанность произвести заявителю указанные дополнительные денежные выплаты, отказав в восстановлении заявителя в списках личного состава воинской части.
Руководствуясь ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 июля 2012 года по заявлению Скрипника Сергея Борисовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.