Апелляционное определение СК по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 декабря 2012 г. по делу N 33А-2470/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Потапченко И.Н.,
судей
Давыдова Д.А.,
Шендрикова И.В.,
при секретаре Малове Д.В.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 27 августа 2012 г., которым отказано в удовлетворении заявления вдовы бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Старичкова Евгения Евгеньевича - Старичковой Татьяны Алексеевны об оспаривании действий начальника федерального государственного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Югрегионжильё), связанных с порядком рассмотрения вопроса о принятии заявителя на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., объяснения представителя заявителя - Балоночкина А.А. в обоснование доводов поданной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старичкова как вдова умершего 16 декабря 2009 г. бывшего военнослужащего войсковой части N обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ Югрегионжильё в принятии на жилищный учёт и обязать начальника указанного учреждения принять её и членов её семьи на такой учёт со дня смерти мужа.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Предоставленное её мужу Старичкову в период прохождения военной службы служебное жильё в закрытом военном городке не является жильём для постоянного проживания, поэтому в соответствии со ст. 103 и 104 ЖК РФ после расторжения договора найма этого специализированного жилого помещения может быть поставлен вопрос о выселении её и дочери из данного жилья в судебном порядке без предоставления другого жилья.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" после смерти её мужа за ней сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Факт нахождения её мужа Старичкова на жилищном учёте и то, что он просил не исключать его из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, подтверждается представленными командиром войсковой части N соответствующими документами.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришёл к выводу об отсутствии у "данные изъяты" Старичковой права для признания нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, поскольку данное право является производным, от права её "данные изъяты" ФИО10 на обеспечение жильём по последнему перед увольнением месту военной службы, который на жилищном учёте не состоял.
Данный вывод суда сделан на основании сообщения командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которому Старичков в базу данных компьютерного учёта "данные изъяты" квартирно-эксплуатационной части района не включался по причине непредставления им установленных документов.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24 указанного Федерального закона члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из вышеприведённых норм Закона следует, что военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, нельзя исключать без его согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы, и такое право состоять на жилищном учёте после его смерти сохраняется за членами его семьи.
Как усматривается из материалов дела, ФИО10 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1 августа 1973 г. по 22 ноября 1999 г.
Приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N он уволен в запас по истечении срока военной службы по контракту, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ. N N - исключен из списков личного состава воинской части.
В соответствии с листом беседы, составленным ДД.ММ.ГГГГ. командиром войсковой части N по результатам проведённой со ФИО10 беседы перед увольнением в запас, его рапортом от той же даты, он как имеющий общую продолжительность военной службы более 26 лет, просил командование не исключать его из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы в "адрес".
После увольнения с военной службы ФИО10 вместе с семьёй ( "данные изъяты") остались проживать в служебной "данные изъяты" квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной в "адрес", которой он был обеспечен при прохождении военной службы в войсковой части N. К тому же указанное служебное жильё не соответствовало норме обеспечения по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умер.
В ноябре 2011 г. Старичкова обратилась к командиру войсковой части N с просьбой выдать ей документы о признании "данные изъяты" нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ответу командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N на это обращение ФИО10 не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и в базе данных компьютерного учета, который вёлся "данные изъяты" квартирно-эксплуатационной части района как нуждающийся в получении жилья не состоял, в связи с чем жилищное дело на него не оформлялось.
При этом командиром названной воинской части в адрес Старичковой направлена копия списка военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в улучшении жилищных условий из книги учёта от ДД.ММ.ГГГГ N N, согласно которому ФИО10 решением жилищной комиссии этой воинской части от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N N) принят на жилищный учёт.
Выписка из указанного протокола жилищной комиссии Старичковой не представлена по причине уничтожения в войсковой части N соответствующих книг протоколов за 1991-1994 гг.
Согласно п. 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 Югрегионжильё относится к специализированным организациям Министерства обороны Российской Федерации, которые вправе принимать решения о признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 утверждёна Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. 3 и 5 указанной Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов.
25 мая 2012 г. Старичкова обратилась в Югрегионжильё с заявлением о принятии на жилищный учёт, представив при этом необходимые документы.
Однако вопреки установленному порядку по данному заявлению Старичковой уполномоченным жилищным органом - Югрегионжильё соответствующего решения не принято, а ей 25 июня 2012 г. направлено сообщение.
Согласно этому сообщению Старичкова не может быть обеспечена жильём по договору социального найма в связи с тем, что "данные изъяты" имел жильё в закрытом военном городке, был согласен с увольнением в запас с оставлением в списках очередников по месту службы. Однако сведений о том, что ФИО10 состоял в базе данных компьютерного учёта по войсковой части N и в едином реестре отсутствуют. Кроме того, обеспечение военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 г. осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту принятия граждан на учёт.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Частью 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом согласно ч. 2 той же статьи Закона решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 данной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, ФИО10 на имя командира войсковой части N подал рапорт от 26 марта 1992 г. о принятии на жилищный учёт, после рассмотрения которого жилищной комиссией данной воинской части был принят на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (протокол от ДД.ММ.ГГГГ. N N).
Это обстоятельство фактически подтвердил командир войсковой части N, представив заявителю и суду первой инстанции соответствующие сведения.
Ссылки командира войсковой части N и Югрегионжильё на то, что Старичков не состоял в базе данных компьютерного учёта по войсковой части N и в едином реестре по причине непредставления им установленных документов судебная коллегия считает необоснованными, поскольку эти ссылки опровергаются вышеуказанными сведениями о принятии данного лица на жилищный учёт в 1992 г.
При этом уничтожение в войсковой части N протоколов заседаний жилищной комиссии воинской части за 1991-1994 гг. не может повлиять на правильность вышеуказанного вывода, поскольку воинскими должностными лицами в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих факт снятия Старичкова с жилищного учёта.
Ошибочным является и утверждение в сообщении Югрегионжильё о том, что обеспечение граждан уволенных с военной службы до 1 января 2005 г. осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту принятия граждан на учёт, поскольку такая обязанность после внесённых изменений в ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
С учётом изложенного судебная коллегия находит, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 27 августа 2012 г. по заявлению Старичковой Татьяны Алексеевны в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Старичковой Татьяны Алексеевны удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника федерального государственного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с нарушением установленного порядка рассмотрения вопроса о принятии заявителя на жилищный учет.
Обязать начальника федерального государственного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о восстановлении Старичковой Татьяны Алексеевны и членов её семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.