Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Коженовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Данилюка С.Е., его представителя Седлецкого С.В., а также представителя ответчика - Управления МВД России ( ... ) Харламенковой Е.М. дело по кассационной жалобе Данилюка С.Е. на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 30 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истца Данилюка С.Е., его представителя Седлецкого С.В., представителя ответчика Харламенковой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Данилюк С.Е. обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с иском к Управлению МВД России ( ... ) о перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 18.12.1992 г. проходил службу в органах внутренних дел, 30.11.2010 г. был уволен по достижении предельного возраста, получает пенсию за выслугу лет, назначенную ему по нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При определении выслуги период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 30.10.1982 г. по 10.12.1984 г., а также периоды службы в должностях милиционера-водителя конвойного отделения ОВД ( ... ) с 01.01.2001 г. до 31.12.2002 г. и старшего конвоя отделения охранно-конвойной службы того же ОВД с 31.12.2002 г. по 21.03.2003 г. были засчитаны ответчиком в календарном порядке, тогда как согласно Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Приказу МВД РФ от 09.10.2004 N 640 указанные периоды должны включаться в льготном исчислении: соответственно 1 день службы по призыву как 2 дня и 1 месяц службы в конвойном подразделении как 1,5 месяца. Допущенные нарушения привели к занижению размера пенсии.
Представители Управления МВД России ( ... ) и ОВД ( ... ) (переименовано в межмуниципальный отдел МВД России ( ... )) Харламенкова Е.М. и Петрова Е.М. иск не признали и пояснили, что в оспариваемый период службы в ОВД ( ... ) Данилюк С.Е. не замещал должности, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии. Что касается службы в Вооруженных Силах СССР, то Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Данилюка С.Е. было отказано.
В рассматриваемой кассационной жалобе он просит отменить решение, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
Судом установлено, что Данилюк С.Е. в период с 30.10.1982 г. по 10.12.1984 г. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР (в решении ошибочно указано "Вооруженные Силы РФ").
В силу статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы.
Ее правовую основу, как указано в статье 3, составляют Конституция РФ, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - 1 день военной службы за 2 дня работы.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел РФ осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-I).
Часть 3 статьи 18 названного Закона устанавливает, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел определяется Правительством РФ.
Во исполнение Закона N 4468-I принято Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941).
Отказывая истцу во включении в выслугу периода его службы в Вооруженных Силах СССР с 30.10.1982 г. по 10.12.1984 г. из расчета 1 день службы за 2 дня, суд обоснованно исходил из того, что ни Законом N 4468-I, ни Постановлением N 941, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения военнослужащих, льготное исчисление периодов военной службы по призыву не предусмотрено.
Решение в этой части никем не обжалуется.
Из дела видно также, что Данилюк С.Е., проходя службу в органах внутренних дел РФ, с 19.12.2000 г. замещал должность милиционера-водителя конвойного отделения, а с 31.12.2002 г. - должность старшего конвоя конвойного отделения охранно-конвойной службы ОВД ( ... ).
Право на пенсию за выслугу лет по нормам Закона РФ N 4468-I имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Постановления N 941 один месяц службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации, засчитывается за полтора месяца.
Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640 утвержден "Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии" (далее - Перечень N 640).
Перечнем предусмотрены должности милиционера-водителя и старшего конвоя отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, т.е. обязательным условием является прохождение милиционером службы в изоляторе временного содержания.
Как следует из Приказа УВД ( ... ) от 07.12.1993 N 647 (издан на основании Типового штатного расписания, утвержденного приказом МВД России от 04.09.1993 N 420), утвердившего штат ОВД ( ... ), и Приказа УВД ( ... ) от 18.02.1994 N 74 (издан в соответствии с Приказом МВД России от 30.12.1993 N 605), утвердившего штаты охранно-конвойной службы горрайорганов внутренних дел, конвойное отделение и изолятор временного содержания ОВД ( ... ) до 01.05.2003 г. являлись самостоятельными подразделениями.
В оспариваемый период (с 01.01.2001 г. по 21.03.2003 г.) занимаемые Данилюком С.Е. должности именовались по штатному расписанию соответственно "милиционер-водитель конвойного отделения охранно-конвойной службы" и "старший конвоя охранно-конвойной службы" ОВД ( ... ).
Перечнем N 640 такие должности не предусмотрены, поэтому суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на льготное исчисление выслуги за оспариваемый период истец не имеет.
Суд правильно отверг его довод о том, что при буквальном толковании абзаца 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 941 сотрудники милиции, проходившие службу в подразделениях охраны и конвоирования задержанных и арестованных, имеют право на льготное исчисление выслуги, независимо от того, входило подразделение охраны и конвоирования задержанных и арестованных в состав ИВС или нет.
Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 и в соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" было утверждено "Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции)".
Согласно разделу 2 Положения в
состав милиции общественной безопасности вошли:
дежурные части;
участковые инспектора милиции;
изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц;
специальные приемники для содержания лиц, арестованных в
административном порядке;
подразделения:
патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды милиции особого назначения (ОМОН);
Государственной инспекции безопасности дорожного движения (в ред. Указа Президента РФ от 02.12.1998 N 1454);
охраны объектов по договорам;
охраны и конвоирования задержанных и арестованных;
лицензионно - разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
по исполнению административного законодательства;
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;
специализированные подразделения дознания;
иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых на милицию общественной безопасности действующим законодательством РФ.
Из содержания Указа следует, что ИВС и подразделения охраны и конвоирования являлись самостоятельными структурными единицами в составе милиции общественной безопасности.
Приказом МВД РФ от 26.06.2006 N 490 вышеупомянутый Перечень N 640 был дополнен должностями в отделениях (группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС.
Таким образом, в отдельную категорию выделены те сотрудники охранно-конвойных подразделений, где нет ИВС.
Как указывалось выше, в ОВД ( ... ) ИВС имеется, поэтому одним из условий, определяющих право на льготное исчисление выслуги сотрудникам охранно-конвойной службы названного ОВД, является включение подразделения в состав ИВС.
Доводы жалобы о том, что суду следовало руководствоваться действовавшей в оспариваемый период (с 01.01.2001 г. по 21.03.2003 г.) редакцией подпункта "г" пункта 3 Постановления N 941, в котором отсутствовала ссылка на перечень должностей и на условия, определяемые МВД РФ, несостоятельны.
Подсчет выслуги лет осуществляется по правилам, действующим на день установления пенсии.
Указание на перечень должностей и на условия, определяемые МВД, содержится в нынешней редакции подпункта "г" пункта 3 Постановления N 941, которая в установленном законом порядке недействующей не признана, и у суда не было оснований не применять данную норму.
Остальные доводы жалобы по существу тождественны доводам иска, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 30 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Данилюка С.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.