Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,
судей Пудова А.В. и Винеля А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя истца Балабаевой Е.С. и представителя ответчика - Управления МВД РФ ( ... ) Орлова В.С. дело по кассационной жалобе Управления МВД РФ ( ... ) на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 15 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя истца Балабаевой Е.С. и представителя ответчика Орлова В.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жариков А.А. обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с требованием Управлению МВД РФ ( ... ) о признании падчерицы (дочери жены) О.Н. членом своей семьи и включении в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что 9 марта 2011 года был уволен из органов внутренних дел (ОВД ( ... )) по достижении предельного возраста пребывания на службе, имеет выслугу 25 лет, с 2009 года состоит с семьей, в том числе и падчерица О.Н., на учете нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, могут принимать участие в Подпрограмме.
Тем не менее, УВД ( ... ), куда он неоднократно обращался по вопросу включения в состав участников Подпрограммы, в этом ему отказывает.
Управление МВД РФ ( ... ) заявленные требования не признало. Его представитель Харламенкова Е.М. пояснила, что право на получение государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" имеют только те граждане, которые обратились с соответствующим заявлением в период прохождения ими службы в органах внутренних дел. Заявление Жарикова А.А. о включении в списки участников подпрограммы поступило в Управление МВД РФ ( ... ) 16.03.2011 г., т.е. после его увольнения из органов внутренних дел.
Обжалуемым решением требования Жарикова А.А. были удовлетворены частично. Суд обязал Управление МВД РФ ( ... ) включить Жарикова А.А. с составом семьи 4 человека (он, жена, их общий ребенок А., и дочь жены О.Н.) в состав участников подпрограммы в хронологической последовательности постановки его на учет нуждающегося в жилом помещении - 21.12.2010 г.
В удовлетворении остальных требований отказано.
В рассматриваемой кассационной жалобе Управление МВД РФ ( ... ) просит отменить решение, полагая, что установленные судом обстоятельства обращения Жарикова А.А. в период прохождения им службы в органах внутренних дел с заявлением о включении списки участников подпрограммы не доказаны.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее также - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют, в частности:
- сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- граждане, уволенные с военной службы (службы) службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе государственной власти.
Частично удовлетворяя заявленные требования и обязывая Управление МВД РФ ( ... ) включить Жарикова А.А. с составом семьи 4 человека в состав участников подпрограммы в хронологической последовательности постановки его на учет нуждающегося в жилом помещении - 21.12.2010 г., суд сослался на показания свидетелей ( ... )., которые утверждали, что Жариков А.А. еще до увольнения со службы в органах внутренних дел, в частности 21.12.2010 г., обращался в УВД ( ... ) по вопросу включения его в состав участников подпрограммы, однако в этом ему в устной форме было отказано.
Между тем, как следует из показаний ( ... )., его разговор с Жариковым А.А., - в котором тот якобы рассказывал, что обращался в ОВД по вопросу получения государственного жилищного сертификата, но ему в этом было отказано, - состоялся, когда уже заявитель не работал в ОВД ( ... ) (л.д. 58), т.е. был уволен со службы в органах внутренних дел.
Что касается свидетелей ( ... )., то они вообще не указали (и суд не выяснял) источник своей осведомленности (ч. 1 ст. 69 ГПК РФ), а именно, откуда им известно, что "Жариков А.А. в декабре 2010 года обращался в ОВД ( ... ), но ему было отказано во включении в состав участников подпрограммы" (л.д. 47).
К тому же, ( ... ) является братом жены истца, а ( ... ). - племянником истца, что не исключает их заинтересованности в деле.
В силу пункта 19 Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением ряда документов (справку о продолжительности выслуги, выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета, выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и т.п.).
Таким образом, право на участие в подпрограмме закон связывает не с самим фактом обращения "по вопросу о включении в состав участников подпрограммы", а с подачей соответствующих документов.
Поэтому суду следовало выяснить, имелись ли у Жарикова А.А. документы, необходимые для участия в подпрограмме, обращался ли он (до дня его увольнения из органов внутренних дел), когда и к кому именно с этими документами, по каким причинам ему отказано (если отказ имел место) в принятии документов, дать оценку причинам отказа и т.п.
Поскольку судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, и неправильно применены нормы материального права, решение нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Допущенные нарушения по своему характеру не могут быть устранены судом кассационной инстанции, в связи с чем дело необходимо направить в суд первой инстанции, который при новом рассмотрении обязан учесть изложенное.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 15 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.