Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,
судей Пудова А.В. и Ивашневой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ ( ... ) Сагалаевой И.С. дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ ( ... ) на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 10 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя ответчика Сагалаевой И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хрустиков В.Н., 19.09.1960 г.р., обратился в Сафоновский районный суд Смоленской области с иском о присуждении ему с 51 года пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", считая незаконным и необоснованным решение Управления Пенсионного фонда РФ ( ... ) N 64 от 20.09.2011 г. об отказе в установлении пенсии, которым в его, истца, специальный стаж включены только периоды работы в качестве ученика изготовителя и изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой в производстве изделий из стеклопластика завода ( ... ) с 15.01.1982 г. по 08.08.1989 г. и не засчитан период его службы в Советской Армии с 14.11.1979 г. по 02.11.1981 г. (1 год 11 месяцев 18 дней), подлежащий включению на основании пункта 109 ранее действовавшего Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590.
Управление Пенсионного фонда РФ ( ... ) иск не признало. Его представитель Семенова М.Н. пояснила, что для выхода на пенсию с 51 года истцу необходимо иметь специальный стаж 9 лет, в который по действующему законодательству периоды военной службы не включаются. Специальный стаж Хрустикова В.Н. без учета оспариваемого периода службы в Советской Армии составляет 07 лет 6 мес. 24 дн., что недостаточно для назначения пенсии. В случае же применения Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, по которому периоды службы в Вооруженных Силах СССР засчитывались в специальный стаж, указанный стаж должен быть не менее 10 лет, а у истца он составляет всего 9 лет 6 мес. 13 дн., что также недостаточно для назначения пенсии.
Обжалуемым решением суд обязал ответчика назначить Хрустикову В.Н. пенсию по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 19 сентября 2011 года.
В рассматриваемой кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ ( ... ) просит отменить решение, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (далее - специальный стаж) не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если данные лица проработали на вышеуказанных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 7 Федерального закона N 173-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы.
Принимая решение о присуждении Хрустикову В.Н. пенсии, суд первой инстанции сослался на абзац второй подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, допускающий назначение пенсии с уменьшением общеустановленного возраста, и одновременно на пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, предусматривающий включение в специальный стаж периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом суд указал, что, поскольку период службы истца в Вооруженных Силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии, и иное толкование противоречило бы положениям части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьям 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции РФ, а также правовой позиции, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П и Определении от 05.11.2002 N 320-О, предусматривающей возможность исчисления специального стажа по нормам действовавшего до 01.01.2002 г. законодательства независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Суд не учел, что в силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, помимо периодов самой работы, засчитываются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих право на включение в специальный стаж периода службы в Советской Армии (в составе Вооруженных Сил СССР).
Что касается Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, то согласно его пункту 109 при назначении на льготных условиях и в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжёлыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" (в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, т.е. служба в составе Вооружённых Сил СССР засчитывалась в специальный стаж по Списку N 1.
Однако при этом в силу пункта 16 Положения в его взаимосвязи со статьей 9 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях в СССР" мужчины пользовались правом на пенсию на льготных условиях по достижении возраста 50 лет при стаже работы не менее 20 лет, из которых не менее половины, т.е. 10 лет, приходится на работы по Списку N 1.
Назначение пенсии при специальном стаже по Списку N 1 менее 10 лет, как это допускается абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 27 ныне действующего Закона N 17-ФЗ, нормами вышеуказанного Положения не предусматривалось.
С принятием Закона РФ от 20.11.1990 N 340- I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" данные нормы утратили силу, и служба в армии по призыву (действительная военная служба) перестала включаться в специальный стаж по Списку N 1.
Закон 173-ФЗ и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, тоже, как упоминалось, не предусматривают включение периодов военной службы в специальный стаж по Списку N 1.
Правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П и Определении от 05.11.2002 N 320-О, заключается в том, что граждане, которые в период ранее действовавшего законодательства выработали специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, но не имели к этому моменту необходимого общего трудового стажа, сохраняют право на досрочное назначение пенсии, а недостающий стаж они могут доработать в период действия нового законодательства.
Применительно к рассматриваемому делу это означает, что Хрустиков В.Н. имеет право на исчисление специального стажа по Списку N 1 по нормам Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, и включение периода службы в Советской Армии (14.11.1979 г. по 02.11.1981 г.), но в этом случае для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости указанный стаж должен быть не менее 10 лет.
Продолжительность специального стажа истца (с учётом периода службы в составе Вооружённых Сил СССР с 14.11.1979 г. по 02.11.1981 г. и засчитанных ответчиком периодов работы в качестве ученика изготовителя и изготовителя стеклопластиковых изделий намоткой в производстве изделий из стеклопластика завода ( ... ) с 15.01.1982 г. по 08.08.1989 г.) на дату обращения за пенсией составляла 9 лет 6 месяцев 13 дней, т.е. менее 10 лет.
Специальный стаж Хрустикова В.Н. по Списку N 1, исчисленный по нормам Закона N 173-ФЗ, т.е. без учета периода службы в Советской Армии, равен 7 годам 6 месяцам 24 дням, что меньше требуемого для назначения пенсии в соответствии абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ - 9 лет (при достижении мужчиной возраста 51 год).
При указанных обстоятельствах у истца отсутствует право на пенсию по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, поэтому решение суда первой инстанции о присуждении такой пенсии является незаконным и необоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 10 ноября 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Хрустикову В.Н. в удовлетворении требований о присуждении пенсии по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отказать.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.