Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,
судей Пудова А.В. и Винеля А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Подова А.И., его представителя Кислушкина А.М., а также представителя ответчика - Управления МВД России ( ... ) Евстигнеевой Е.Н. дело по кассационной жалобе Подова А.И. на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 17 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истца Подова А.И., его представителя Кислушкина А.М., представителя ответчика Евстигнеевой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подов А.И. обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с иском к Управлению МВД России ( ... ) о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии. В обоснование заявленных требований сослался на то, что с 26.04.1995 г. по 15.02.2011 г. проходил службу в органах внутренних дел. При увольнении период его службы по призыву в Вооруженных Силах РФ с 15.11.1991 г. по 13.12.1993 г. и период службы в должностях милиционера-водителя и старшего конвоя ОВД ( ... ) района ( ... ) области с 01.01.2001 г. по 01.05.2003 г. были засчитаны ответчиком в выслугу в календарном порядке, тогда как согласно Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Приказу МВД РФ от 09.10.2004 N 640 указанные периоды должны включаться в льготном исчислении: соответственно 1 день службы по призыву как 2 дня и 1 месяц службы в конвойном подразделении как 1,5 месяца. Кроме того, периоды его обучения в ( ... ) автотранспортном колледже с 01.09.1990 г. по 11.11.1991 г. и с 01.09.1994 г. по 25.04.1995 г. не были засчитаны вообще, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, предусматривающему включение периодов обучения из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы. При надлежащем подсчете его выслуга превысит 20 лет, поэтому просил также признать за ним право на пенсию по нормам Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Представители Управления МВД России ( ... ) и ОВД по ( ... ) району (переименовано в межмуниципальный отдел МВД России ( ... )) Евстигнеева Е.Н. и Петрова Е.М. иск не признали и пояснили, что в оспариваемый период службы в ОВД ( ... ) района Подов А.И. не замещал должности, указанные в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии (утв. Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640). Периоды обучения в ( ... ) автотранспортном колледже не могут быть засчитаны в выслугу по причине отсутствия диплома о соответствующем образовании как того требует Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", а период службы в Вооруженных Силах РФ должен включаться в календарном порядке, поскольку Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Подова А.И. было отказано.
В рассматриваемой кассационной жалобе он просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, и неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что Подов А.И., проходя службу в органах внутренних дел РФ, с 19.12.2000 г. замещал должность милиционера-водителя конвойного отделения, а с 31.12.2002 г. - должность старшего конвоя конвойного отделения охранно-конвойной службы ОВД по ( ... ) району.
Право на пенсию за выслугу лет по нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (ред. от 15.02.2011) утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 3 названного Порядка один месяц службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации, засчитывается за полтора месяца.
Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640 утвержден "Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии".
Перечнем предусмотрены должности милиционера-водителя и старшего конвоя отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, т.е. обязательным условием является прохождение милиционером службы в изоляторе временного содержания.
Материалами дела подтверждено, что по штатному расписанию ОВД ( ... ) района конвойное отделение и изолятор временного содержания до 01.05.2003 г. являлись самостоятельными подразделениями, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый период не может быть засчитан в выслугу Подова А.И. в льготном порядке.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с абзацем 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 условием льготного исчисления выслуги является не только служба в ИВС, но и в подразделениях охраны и конвоирования задержанных и арестованных, не основаны на законе.
Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 и в соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" было утверждено "Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции)".
Согласно разделу 2 Положения в
состав милиции общественной безопасности вошли:
дежурные части;
участковые инспектора милиции;
изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц;
специальные приемники для содержания лиц, арестованных в
административном порядке;
подразделения:
патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды милиции особого назначения (ОМОН);
Государственной инспекции безопасности дорожного движения (в ред. Указа Президента РФ от 02.12.1998 N 1454);
охраны объектов по договорам;
охраны и конвоирования задержанных и арестованных;
лицензионно - разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
по исполнению административного законодательства;
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;
специализированные подразделения дознания;
иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых на милицию общественной безопасности действующим законодательством РФ.
Таким образом, ИВС и подразделения охраны и конвоирования являлись самостоятельными структурными единицами в составе милиции общественной безопасности.
Приказом УВД ( ... ) от 07.12.1993 N 647 (на основании Типового штатного расписания, утвержденного приказом МВД России от 04.09.1993 N 420) был утвержден штат ОВД ( ... ) района ( ... ) области, согласно которому в милицию общественной безопасности вошли как самостоятельные подразделения: ИВС и конвойное отделение.
Приказом УВД ( ... ) от 18.02.1994 N 74 были утверждены штаты охранно-конвойной службы горрайорганов внутренних дел (в соответствии с Приказом МВД России от 30.12.1993 N 605, утвердившим типовые штаты ИВС и подразделений конвойной службы милиции), в которую входили два самостоятельных подразделения: изолятор временного содержания должностей и конвойное отделение.
В период с 01.01.2001 г. по 01.05.2003 г. занимаемые Подовым И.И. должности именовались по штатному расписанию соответственно "милиционер-водитель конвойного отделения охранно-конвойной службы" и "старший конвоя охранно-конвойной службы" ОВД ( ... ) района.
Вышеупомянутым "Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ... " такие должности не предусмотрены, следовательно, право на льготное исчисление выслуги за оспариваемый период истец не имеет.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.
Под получением гражданином образования в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Судом установлено, что приказом ( ... ) от 01.07.1996 г. Подов А.И. был отчислен из ( ... ) автотранспортного колледжа, и диплом об образовании у него отсутствует.
В такой ситуации суд обоснованно отказал ему во включении в выслугу (из расчета 2 года обучения как 1 год) периодов с 01.09.1990 г. по 11.11.1991 г. и с 01.09.1994 г. по 25.04.1995 г.
Доводы жалобы о том, что при буквальном истолковании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 периоды обучения должны засчитываться независимо от наличия диплома, несостоятельны.
Включение в выслугу периодов обучения имеет своей целью стимулировать граждан к получению образования, которое является одним из элементов подготовки к профессиональной деятельности.
Истцом не оспаривается тот факт, что, несмотря на обучение в ( ... ) автотранспортном колледже, соответствующее образование у него отсутствует.
В силу статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - 1 день военной службы за 2 дня работы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы.
Ее правовую основу, как указано в статье 3, составляют Конституция РФ, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.
Отказывая Подову А.И. во включении в выслугу периода его службы в Вооруженных Силах РФ с 15.11.1991 г. по 13.12.1993 г. из расчета 1 день службы за 2 дня, суд правильно исходил из того, что вышеупомянутыми Законом N 4468-I и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, регулирующими правоотношения в области пенсионного обеспечения военнослужащих, льготное исчисление периодов военной службы по призыву не предусмотрено.
Доводы жалобы в указанной части не основаны на законе, поэтому во внимание приняты быть не могут.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, поэтому оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 17 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Подова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.