Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи - Файзулина М.Г.,
судей - Куриленко М.Ф. и Гомола С.Н.,
при секретаре судебного заседания - Римских Г.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре 10 июля 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе управляющего ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Ненецкому автономному округу ФИО10 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 23 мая 2012 года, которым решено
"Иск Дрига Юрия Анатольевича удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу включить в льготный трудовой стаж Дриги Юрия Анатольевича для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 7 декабря 2011 года N173-ФЗ периода его работы с 17 февраля 1998 года по 31 мая 2007 года в должности начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Ненецкого автономного округа в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев".
Заслушав доклад судьи Куриленко М.Ф., объяснения истца Дриги Ю.А., полагавшего оставить судебное решение как без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Дрига Ю.А. обратился в суд с иском к ответчику о включении в льготный трудовой стаж его периода работы в должности начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы в Ненецком автономном округе в период с 17 февраля 1998 года по 31 мая 2007 года для досрочного назначения трудовой пенсии.
В обоснование своих требований указал, что 12 сентября 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в лечебных учреждениях, однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему в этом было отказано. Считает, что расчет специального трудового стажа, ответчиком произведен неверно, поскольку в него не включен указанный период времени работы в должности начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Ненецкого автономного округа (далее-Бюро) в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, поскольку обязанности врача судебно-медицинского эксперта им исполнялись постоянно.
Отделение Пенсионного фонда по НАО в отзыве на иск просило суд отказать в удовлетворении требований истца, ссылаясь на отсутствие для этого соответствующего стажа и правовых оснований, в соответствии с которыми должность
начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Ненецкого автономного округа не предусмотрена Списками, утверждаемыми Правительством РФ.
В судебном заседании истец Дрига Ю.А. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Отделение Пенсионного фонда по НАО о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился управляющий Отделения Пенсионного фонда по НАО ФИО8
В апелляционной жалобе им поставлен вопрос об отмене судебного решения и принятии нового - об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что истец не имеет соответствующего стажа на досрочное получение трудовой пенсии по старости, а период его работы в должности начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы НАО не может быть включен в общий стаж его работы в учреждениях здравоохранения, так как должность "начальник" в указанной отрасли не предусмотрена Списками, утверждаемыми Правительством РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Дриги Ю.А., проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложения, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В указанный список включена должность врача - руководителя учреждения (Бюро судебно-медицинской экспертизы).
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
По желанию гражданина данный Список и Правила могут применяться при исчислении выслуги за период работы до 1 ноября 1999 года.
В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, также включалась работа в должности врачей - руководителей Бюро судебно-медицинской экспертизы, осуществляющих врачебную деятельность.
Согласно п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях и структурных подразделениях согласно Приложению (далее - Перечень), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Дрига Ю.А. имеет высшее образование и профессию врача.
С 05.12.1987г. и по настоящее время он работает медицинским работником на разных должностях в различных учреждениях по охране здоровья населения, в том числе в Бюро судебно-медицинской экспертизы Ненецкого автономного с 17 февраля 1998 года по 31 мая 2007 года в должности начальника данного Бюро, с 01 июня 2007 года по настоящее время продолжает работать на должности врача судебно-медицинского эксперта в указанном учреждении.
Судом установлено, что Дрига Ю.А. 12 сентября 2011 года обратился в отделение Пенсионного фонда по НАО с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением отделения Пенсионного фонда по НАО от 24 октября 2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи соответствующего стажа и правовых оснований, поскольку период его работы в должности начальника Бюро не может быть включен в общий стаж работы в учреждениях здравоохранения.
Вместе с тем, в судебном заседании, на основании представленных истцом доказательств достоверно установлено, что Дрига Ю.А., будучи назначенным на должность начальника Бюро, в то же самое время выполнял обязанности врача по осуществлению всех функций врача- судебно-медицинского эксперта, что подтверждается исследованными в судебном заседании выпиской из журнала регистрации судебно-медицинских исследований трупов, освидетельствования потерпевших, другими материалами дела.
Кроме того, как следует из приведенных выше норм, в стаж работы, дающий право на получение досрочной пенсии включаются периоды работы в должностях врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений, то есть только врачи-статисты не имеют право на включение работы в указанной должности в медицинский стаж, в то время как Дрига Ю.А., будучи назначенным на должность начальника Бюро, продолжал выполнять обязанности врача-специалиста - врача судебно-медицинской экспертизы, о чем свидетельствуют исследованные в судебном заседании доказательства о выполнении Дригой Ю.А. соответствующего объема работы врача - специалиста.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия, признавая выводы суда первой инстанции о наличии у истца правовых оснований для включения в медицинский стаж периоды его работы с 17 февраля 1998 года по 31 мая 2007 года в должности начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Ненецкого автономного округа в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, законными и обоснованными, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на законе.
Поскольку доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании приведенных норм закона, то удовлетворению они не подлежат.
Таким образом, обстоятельства дела установлены с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены судом в их совокупности, нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение судебного решения, при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 23 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющего ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Ненецкому автономному округу ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.