Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.И., судей Киселевой С.Н., Коренева А.С. при секретаре Патрушевой М.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2012 года гражданское дело по иску Воронкина В.В. к Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о признании неполной реализации права на получение единовременной денежной выплаты для оплаты приобретения жилого помещения, возложении обязанности предоставить доплату единовременной денежной выплаты
по апелляционной жалобе Воронкина В.В. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения Воронкина В.В. и его представителя Завьялова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Администрации г. Екатеринбурга Лунеговой Н.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронкин В.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга о признании неполной реализации права на обеспечение истца как гражданина уволенного с военной службы и членов его семьи на получение единовременной денежной выплаты для оплаты приобретения жилого помещения.
В обоснование иска указал, что после увольнения с военной службы в мае 1995 года он освободил ранее предоставленную ему и членам его семьи ... квартиру ... Семья истца поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, что подтверждается постановлением главы администрации г. Екатеринбурга от 30 мая 1995 года ... Для временного проживания на период обучения детей в ... истцом на личные сбережения была приобретена ... квартира, оформленная на имя дочери О. С 31 мая 1995 года по настоящее время истец и члены его семьи в финансовых проектах и программах, связанных с приобретением, строительством жилья не участвовали. На основании постановления главы администрации г. Екатеринбурга от 08 июля 2011 года ... он и члены его семьи включены в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по муниципальному образованию "город Екатеринбург" в 2011 году, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения. Однако единовременная денежная выплата на семью истца, состоящую из ... человек, рассчитана из ... кв.м жилой площади с учетом вычета площади принадлежащей дочери квартиры, что составляет ... кв.м на каждого члена семьи вместо 18 кв.м, установленных законом. Просил признать реализацию права на обеспечение гражданина, уволенного с военной службы и членов его семьи на получение единовременной денежной выплаты для оплаты приобретения жилого помещения осуществленной не в соответствии с требованиями ФЗ "О статусе военнослужащих" и Постановления Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года N 723 -ПП, возложить обязанность предоставить доплату единовременной денежной выплаты в размере стоимости ... кв.м. исходя из расчета стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по Свердловской области, установленной органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на дату выдачи нового уведомления.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 27 апреля 2012 года в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В судебном заседании Воронкин В.В. поддержал иск в полном объеме по изложенным доводам и основаниям. Также просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
Представитель Администрации г. Екатеринбурга - Лунегова Н.В. иск не признала, указав, что жилое помещение предоставляется площадью из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи при условии, что не имеется других жилых помещений в собственности. Истец отказался сдать квартиру, находящуюся в собственности одного из членов семьи, поэтому с учетом его волеизъявления ему была предоставлена единовременная денежная выплата в размере, определенном исходя из общей положенной площади жилого помещения на всех членов семьи ( ... кв.м) за вычетом площади квартиры, оставленной за собой ( ... кв.м). Кроме того, выплаты производятся из федерального бюджета, поэтому требования к городской администрации необоснованны.
Министерство строительства и архитектуры Свердловской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве с иском не согласилось, указав, что в соответствии с действующим законодательством единовременная денежная выплата, предоставленная истцу, рассчитана исходя из норматива общей площади жилого помещения на одного человека в размере 18 кв.м за вычетом общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 мая 2012 года в удовлетворении иска Воронкина В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Воронкин В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное толкование закона.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления, в том числе единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 4 ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов или предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных, в частности, в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 3 указанного Закона порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 01 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 года N 723 - ПП.
Согласно п. 13 данного Порядка жилые помещения предоставляются гражданам, уволенным с военной службы, и приравненным к ним лицам по нормам предоставления, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Размер единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения на одного человека, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации", и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Свердловской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, действующей на дату выдачи уведомления, указанного в пункте 31 настоящего Порядка (п. 14 Порядка).
В силу п. 15 Порядка жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, а норматив общей площади жилого помещения на одного человека, указанный в пункте 14 настоящего Порядка, используется для расчета размера единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случаях, если:
1) гражданин, уволенный с военной службы, и приравненное к нему лицо и (или) члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
2) гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
3) гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п. 16 Порядка в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров. В остальных случаях предоставление жилого помещения либо выдача единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу возможны при выполнении им условий, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 15 настоящего Порядка.
Аналогичные положения закреплены и в подп. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 303, согласно которому при расчете размера единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам, применяются нормативы общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленные пунктами 16, 16(1) и абзацем первым пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "21" марта 2006 года N 153, для участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Данными Правилами в п. п. 16, 16.1 установлено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В силу п. 16.2 указанных Правил в случае если гражданином - участником подпрограммы, и (или) членами его семьи принято решение не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, суд сделал правильный вывод о том, что при наличии у гражданина, уволенного с военной службы или членов его семьи в собственности жилого помещения, не отчуждаемого в муниципальную или государственную собственность, размер единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья рассчитывается по нормативам, указанным, в том числе, в п. 1 ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих", но за вычетом общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Установив, что в собственности члена семьи истца С. остается квартира общей площадью ... кв.м по ... , что передать данное жилое помещение в муниципальную собственность истец и члены его семьи отказались, суд правильно указал, что единовременная денежная выплата для оплаты приобретения или строительства жилого помещения на территории Свердловской области рассчитана верно из стоимости ... кв.м общей жилой площади жилого помещения за вычетом площади квартиры, оставленной для дальнейшего проживания семьи.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение по адресу: ... приобретено в рамках гражданско-правовых отношений, в связи с чем это не может прекращать обязанность государства по обеспечению военнослужащих и членов их семей жильем, не может быть признан состоятельным. В силу действующего законодательства государство берет на себя обязанность по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях, данный принцип действует и в отношении военнослужащих, обеспечиваемых жильем при условии, что они приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"). Наличие в собственности у гражданина жилья, независимо от того по каким основаниям оно приобретено, свидетельствует об обеспеченности жилым помещением и отсутствии нуждаемости в жилье. Обеспечение жильем осуществляется только в той мере, в какой гражданин является нуждающимся в жилом помещении и не обеспечен жильем, в связи с чем уже имеющееся в собственности граждан жилье подлежит учету при обеспечении жилым помещением (ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), данный общий для всех принцип действует и при обеспечении жильем военнослужащих, что следует из вышеприведенного законодательства.
С учетом вышеизложенного, довод жалобы о том, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не предусматривает возможности проведения вычета общей площади жилого помещения, находящегося в собственности при предоставлении единовременной денежной выплаты, основан на неправильном толковании материального закона и не может быть принят во внимание.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: А.И. Орлова
Судьи: С.Н. Киселева
А.С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.