Судья Тамбовского областного суда Самохвалов Ю.Т., рассмотрев жалобы представителей ООО "БелСтройресурс" Мамедова А.Ю. о., адвоката Гусейнова Т.М. на постановление судьи Жердевского районного суда Тамбовской области от 15 декабря 2011 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
*** года в ходе проведения проверки было установлено, что в период с *** *** по адресу: ***, ООО "Белстройресурс" привлекло к трудовой деятельности путём фактического допуска к работе в качестве *** на *** гражданина *** М.З.А. о., не имеющего разрешение на работу на территории ***, что является нарушением п. 4 ст. 13 ФЗ от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По данному факту административным органов в присутствии уполномоченного представителя ООО "Белстройресурс" Мамедова А.Ю. о. был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением судьи Жердевского районного суда Тамбовской области от 15 декабря 2011 года ООО "БелСтройресурс" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** руб.
В жалобе в вышестоящий суд представитель ООО "БелСтройресурс" Мамедов А.Ю. о. просит данное постановление отменить или изменить, назначив другой вид наказания. Вынесенное постановление считает незаконным и необоснованным, выводы суда, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, назначенное наказание, не соответствующим тяжести вменяемого правонарушения. Указывает, что суд не принял во внимание имущественное и финансовое положение общества. Запрос соответствующих документов ни УФМС России по Тамбовской области, ни судом произведен не был. Заявляет о нарушениях, допущенных сотрудниками УФМС России по Тамбовской области в ходе административного производства. Просить принять во внимание последствия назначенного наказания.
В жалобе в вышестоящий суд представитель ООО "БелСтройресурс" - *** Гусейнов Т.М. также просит об отмене постановления судьи. В обоснование приводит аналогичные доводы. Кроме этого, указывает на незаконность полученных у ряда граждан, в том числе и М.З.А. о., сотрудниками управления объяснений. Полагает, что суд необоснованно пришёл к выводам о нахождении данного лица в месте осуществления трудовой деятельности при проведении указанной проверки. Заявляет, что в нарушение требований, предъявляемых ст. 4.1, ст. 4.4. КоАП РФ, в отношении ООО "БелСтройресурс" были вынесены постановления разными судьями Жердевского районного суда, что привело к многократному назначению наказания за одно совершенное административное правонарушение.
Проверив законность обжалуемого судебного постановления, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителями ООО "Белстройресурс" Лайко И.Е. и Мамедовым А.Ю. оглы, выслушав представителя УФМС России по Тамбовской области - Лобова А.Н., считающего, что юридическое лицо на законных основаниях привлечено к административной ответственности, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
В целях названное статьи под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
При этом в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная вышеуказанной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Согласно ч.9 ст.13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ) работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечениях и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии сост. 13 вышеуказанного Федерального закона N115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Пунктом 4 указанной статьи также предусмотрено, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.
В силу ст.2 Федерального закона N115-ФЗ разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч.3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, на основании распоряжения *** от *** года должностными лицами УФМС России по Тамбовской области проверено соблюдение иностранными гражданами требований миграционного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от *** года, согласно которому в период с *** года по адресу: ***, ООО "Белстройресурс" привлекло к трудовой деятельности в РФ гражданина *** М.З.А. о. в качестве ***, при отсутствии у иностранного гражданина разрешения на работу в РФ.
Факт привлечения обществом иностранного гражданина к работе подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от *** года, которым иностранный гражданин М.З.А. о. привлечен к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление трудовой деятельности на территории РФ в качестве подсобного рабочего в ООО "Белстройресурс" по адресу: ***.
Из объяснения иностранного гражданина М.З.А. о. следует, что он устроился *** в ООО "Белстройресурс", В *** для *** прибыл ***. С этого времени осуществляет трудовую деятельность на этом объекте в качестве ***. Разрешения на работу у него, М.З.А. о., нет.
Данные обстоятельства подтвердили в своих объяснениях С.В.М. о. - *** О. " А." и Мамедов А.Ю. о. - *** ООО "Белстройресурс".
Таким образом, судьей районного суда сделан обоснованный вывод о достаточности перечисленных доказательств для признания ООО "Бестройресурс" виновным в совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Что же касается назначенного наказания, то полагаю, что оно определено без учета обстоятельств, указанных в частях 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно частям 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ к таким обстоятельствам относится характер совершенного лицом административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и финансовое положение.
Из материалов дела следует, что административным органом в отношении ООО "Белстройресурс" вынесено пять постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере *** рублей за каждого иностранного гражданина. Всего общая сумма назначенного административного штрафа составила *** рублей.
Согласно доводам представителей юридического лица исполнение такого наказания при небольших оборотах хозяйственной деятельности обществу непосильно и приведет к прекращению его деятельности.
В силу положений ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение ООО "Белстройресурс" (уставной фонд - *** рублей), считаю возможным изменить назначенное наказание в виде штрафа на административное приостановление деятельности на 5 суток. Данный вид наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Кроме того, данное административное наказание назначается в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ и не ухудшает положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Жердевского районного суда Тамбовской области от 15 декабря 2011 года в части назначенного наказания изменить: назначить ООО "Белстройресурс" вместо административного штрафа в размере *** рублей наказание в виде административное приостановление деятельности на 5 суток.
В остальной части названное постановление оставить без изменения, жалобу представителей ООО "БелСтройресурс" Мамедова А.Ю. о., *** Гусейнова Т.М. - без удовлетворения.
Судья: Ю.Т. Самохвалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.