Вачский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Одинцова С.Ф.,
с участием пом. прокурора Вачского района Юриной М.А.,
при секретаре Кузнецовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к сельскому Совету Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вачского района обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к сельскому Совету Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области о признании незаконным бездействие сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, выражающееся в непринятии нормативных актов, определяющих органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, об установлении их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности; обязании сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области разработать и утвердить нормативные правовые акты об определении органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности указывая на то, что прокуратурой Вачского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Статьей 50 Федерального закона от 18.07.2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, которыми расширены полномочия органов местного самоуправления по осуществлению отдельных видов муниципального контроля.
Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения с 01.08.2011 года отнесены: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.
Решением сельского Совета Чудковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ N в Устав муниципального образования внесены соответствующие изменения в данной сфере.
В соответствии со ст. 22 Устава Чулковского сельсовета органами местного самоуправления Чулковского сельсовета являются представительный орган Чулковского сельсовета - сельский Совета Чулковского сельсовета, глава местного самоуправления Чулковского сельсовета, местная администрация Чулковского сельсовета (исполнительно-распорядительный орган) - администрация Чулковского сельсовета.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, также относится разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
Согласно ч. 2 ст. 22 Устава Чулковского сельсовета Вачского района определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функции и порядка их деятельности осуществляются муниципальными правовыми актами сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района в соответствии с действующим законодательством.
Однако сельским Советом Чулковского сельсовета Вачского района правовые акты об определении органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, установления их организационной структуры, полномочий, функции и порядка их деятельности не разработаны и не утверждены.
Указанные акты нарушения действующего законодательства влекут несоблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении органами муниципального контроля соответствующего муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой выносилось представление об устранении нарушений требований закона на имя главы местного самоуправления Чулковского сельсовета по указанному факту. Однако до настоящего времени должных мер к устранению нарушений не принято.
Таким образом, бездействие сельского Совета Чулковского сельсовета по непринятию нормативных актов в сфере реализации полномочий осуществления муниципального контроля, создает благоприятные условия для отсутствия контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и контроля за проведением муниципальных лотерей, что нарушает права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Вачского района Нижегородской области Юрина М.А. исковые требования поддержала и просит признать незаконным бездействие сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, выражающееся в непринятии нормативных актов, определяющих органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, об установлении их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности; обязании сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области разработать и утвердить нормативные правовые акты об определении органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности, а также установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
Представитель ответчика сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в их отсутствие, с иском согласен. О месте и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно ст.ст.113,114 ГПК РФ.
По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случае неявки в судебное заседание кого - либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст.7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и в соответствии с положениями ст. 10 и ст. 120 Конституции Российской Федерации, а так же с нормами ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, на основе широкой свободы судейского усмотрения считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 11 ГК РФ: "Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде".
Ст. 12 ГК РФ: "Защита гражданских прав осуществляется путем: ... присуждения к исполнению обязанности в натуре ... "
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ: "Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования".
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль отнесено: определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Устава Чулковского сельсовета органами местного самоуправления Чулковского сельсовета являются представительный орган Чулковского сельсовета - сельский Совета Чулковского сельсовета, глава местного самоуправления Чулковского сельсовета, местная администрация Чулковского сельсовета (исполнительно-распорядительный орган) - администрация Чулковского сельсовета (л.д.5 -10).
Согласно ч. 2 ст. 22 Устава Чулковского сельсовета Вачского района определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функции и порядка их деятельности осуществляются муниципальными правовыми актами сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района в соответствии с действующим законодательством (л.д. 7).
В нарушение ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на территории муниципального образования не реализуются полномочия органов местного самоуправления по организации и осуществлению муниципального контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Судом установлено, что прокуратурой Вачского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. Ответчиком сельским Советом Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области не разработаны и не утверждены нормативные правовые акты об определении органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.
В судебное заседание ответчиком также не представлено документов, подтверждающих принятие мер по устранению допущенных нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В связи с этим суд находит, что ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области своих полномочий в сфере законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влекут несоблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении органами муниципального контроля соответствующего муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к сельскому Совету Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие сельского Совета Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области, выражающееся в непринятии нормативных актов, определяющих органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, об установлении их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.
Обязать сельский Совет Чулковского сельсовета Вачского района Нижегородской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить нормативные правовые акты об определении органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и за проведением муниципальных лотерей, установления их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности.
Срок обжалования решения в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке через Вачский районный суд месяц со дня провозглашения.
Федеральный судья подпись
Решение вступило в законную силу 30.07.2012 г. Копия верна:: судья С.Ф. Одинцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.