Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Севастьяновой Н.Ю., Блиновой М.А., при секретаре Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Васильевой Е.Н. о признании незаконным постановления администрации "данные изъяты" сельского поселения об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поступившее по апелляционной жалобе Васильевой Е.Н. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 29 декабря 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Васильевой Е.Н. о признании незаконным постановления администрации "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики N 186 от 29 ноября 2011 г. об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и обязании администрацию "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики принять ее на этот учет отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики об отказе в принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и возложении на администрацию "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района обязанности принять ее на учет.
Заявление мотивировала тем, что ей администрацией отказано в постановке на учет со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 ст.54 ЖК РФ. Считает, что данный отказ является незаконным, т.к. она со своей семьей - с мужем, сыном и приемным сыном, проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ее матери. Своего жилья семья на праве собственности не имеет.
В судебном заседании Васильева Е.Н. заявление поддержала по основаниям, в нем изложенным, и вновь привела их суду.
Представитель администрации "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района Трофимов В.А. заявление считал не подлежащим удовлетворению по мотивам необоснованности.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Васильевой Е.Н. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Васильевой Е.Н., поддержавшей данную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильева Е.Н. 28 октября 2011 г. обратилась в администрацию "данные изъяты" сельского поселения с заявлением о принятии ее семьи из 3 человек (сама, муж, сын В.В.) на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 " О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 г."
Постановлением N186 от 29.11.2011 года администрация "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района отказала Васильевой Е.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п.п.3 п.1 ст. 54 ЖК РФ.
Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года" предусмотрено предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. В качестве одного из оснований для получения указанных выплат является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 5 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным указанным выше постановлением Правительства РФ в редакции постановления Правительства РФ от 28.04.2011 г. N 336 гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, критерием постановки на учет граждан, проживающих в сельской местности, является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая в постановлением главы администрации "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района от 30 января 2006 г. N11 установлена в размере 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Постанавливая обжалуемое решение и отказывая в удовлетворении заявления Васильевой Е.Н., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения истицы с заявлением в администрацию "данные изъяты" сельского поселения Красноармейского района у администрации отсутствовали правовые основания для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее в очередь на получение жилой площади, поскольку уровень обеспеченности Васильевой Е.Н. превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму обеспеченности ее жилой площадью.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Из представленных заявительницей в администрацию документов следует, что в жилом "адрес", принадлежащем на праве собственности матери заявительницы- К.Т., зарегистрированы и проживают: К.Т.- мать заявительницы Васильевой Е.Н., заявительница Васильева Е.Н., ее муж В.А., сын Васильевой Е.Н.- В.В. и приемный сын Р.В. Последний проживает в семье заявительницы с 2005 года на основании постановления администрации Красноармейского района N184 от 12 июля 2005 года, которым с 1 июля 2005 года создана приемная семья заявительницы, ее мужа и воспитанника "данные изъяты" Р.В., о чем между администрацией района и Васильевыми заключен соответствующий договор и установлен размер финансирования расходов по оплате труда приемных родителей Васильевых.
Разрешая дело и отказывая Васильевой Е.Н. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции на основании представленных в администрацию и в суд документов, пояснений самой заявительницы пояснившей суду, что она в указанном доме своей матери проживает с рождения, в качестве члена ее семьи, сделал правильный вывод о том, что в доме своей матери заявительница с семьей (сама, муж и сын) проживает в качестве членов семьи своей матери, и в данном жилом доме обеспеченность каждого члена семьи превышает установленную учетную норму для граждан, проживающих в "данные изъяты" сельском поселении Красноармейского района Чувашской Республики.
Судебная коллегия находит этот вывод суда правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам данного дела, поскольку заявительница ни в администрацию, ни суду не представила доказательств того, что между нею и матерью имеется соглашение об ином праве пользования жилой площадью в доме последней. При этом сама Васильева Е.Н. в суде признавала, что проживает в доме своей матери в качестве члена ее семьи (л.д.51).
Также суд первой инстанции при разрешении дела и определении уровня обеспеченности заявительницы жилой площадью исходил из представленных заявительницей в администрацию и в суд документов, в частности копии свидетельства о праве собственности на жилой дом и копии технического паспорта, в которых площадь общей жилой площади дома указана в размере "данные изъяты" кв.м.
Заявительница, не согласившись с решением суда, суду апелляционной инстанции представила копию технического паспорта на жилой дом, из которого следует, что общая площадь жилого дома составляет "данные изъяты" кв.м. Кроме того, жилой дом имеет "данные изъяты" веранды площадью "данные изъяты", которые в числе общей площади жилого дома в техническом паспорте не указаны. Отапливаемая площадь жилого дома составляет "данные изъяты" кв.м.; площадь мезонина в размере "данные изъяты" кв.м., расположенного на "данные изъяты" этаже жилого дома, судя по представленным суду апелляционной инстанции фотографиям, не достроена и является не отапливаемой.
В соответствии со ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4).
В связи с чем при определении уровня обеспеченности заявительницы общей жилой площадью следует исходить из отапливаемой общей жилой площади дома, в которую входят "данные изъяты" жилые комнаты, прихожая и кухня. При этом, исходя из положений данной статьи жилищного кодекса, является не состоятельным довод апелляционной жалобы Васильевой Е.Н. о том, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью ее семьи следует исходить только из жилой площади жилого помещения, т.е. исключительно из площади жилых комнат.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п.5 указанного выше Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336) к членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
Таким образом, ст.31 ЖК РФ и положениями указанного выше постановления, Р.В. членом семьи заявительницы не отнесен, исходя из положений ст.31 ЖК РФ является иным лицом, к которым закон требует признания членом семьи собственника в судебном порядке.
В силу положений ст.16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 названного Закона подопечные не имеют прав на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют прав на имущество подопечных. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности заявительницы общей жилой следует исходить из состава ее семьи из 4 человек, без учета подопечного, не являющегося членом семьи заявительницы, которая и сама в своем заявлении в адрес администрации о принятии ее на учет нуждающихся в жилье подопечного в качестве члена своей семьи не указывала. В связи с чем уровень обеспеченности общей жилой площадью заявительницы с семьей из 4 человек составляет "данные изъяты" кв.м., что выше учетной нормы, установленной в данном населенном пункте. Поэтому заявительница, обеспеченная жилой площадью свыше учетной нормы, под действие правил, установленных п.5 указанного выше Положения "О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" и ст.51 ЖК РФ не подпадает. Поэтому окончательный вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным обжалованного ею постановления об отказе в постановке на учет, нуждающихся в жилье, и о возложении обязанности на администрацию поставить ее на учет нуждающихся в жилье, следует признать правильным.
Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Васильевой Е.Н. по существу рассмотренного спора, заявлялись и в суде первой инстанции, являлись предметом исследования, получили правовую оценку с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 328 ГПК РФ для отмены состоявшегося судебного решения. В связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Васильевой Е.Н. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 29 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.