Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Нестеровой А.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Михайловой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Новиковой Е.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Индейкиной В.В., Индейкина В.В., к администрации Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики о признании права на получение социальной выплаты, поступившее по кассационной жалобе истицы Новиковой Е.М. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 ноября 2011 года, которым постановлено:
Отказать Новиковой Е.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Индейкина В.В., Индейкина В.В., в удовлетворении исковых требований о признании права на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга по ипотечному кредитному договору, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, признании отказа администрации Московского района г.Чебоксары в восстановлении в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы недействительным, возложении обязанности восстановления в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в соответствии с ранее определенным порядковым номером очередности и включении в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в соответствии с ранее определенным порядковым номером очередности.
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новикова Е.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Индейкиной В.В. и Индейкина В.В., обратилась в суд с иском к администрации Московского района г.Чебоксары о признании права на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга по ипотечному кредитному договору в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании отказа администрации Московского района г.Чебоксары в восстановлении в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы недействительным, возложении обязанности восстановления в сводном списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в соответствии с ранее определенным порядковым номером очередности и включении в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в соответствии с ранее определенным порядковым номером очередности, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Истица вместе с членами своей семьи с 2001 года состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2006 году она приняла участие в республиканской программе поддержки молодых семей, а в 2008 году была включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году.
Однако 16 августа 2011 года от ответчика поступило уведомление о том, что истица ошибочно включена в сводный список участников подпрограммы в нарушение пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, в связи с чем решение о включении отменено, и в предоставлении социальной выплаты в рамках действия подпрограммы 2011 года отказано. Отказ мотивирован тем, что семья истицы в составе трех человек не относится к категории граждан, нуждающихся в получении жилого помещения в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.
Истица полагает, что действия администрации Московского района г.Чебоксары являются незаконными, так как право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам на приобретение жилья предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора.
В судебном заседании истица Новикова Е.М. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, вновь привела их суду и просила требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Московского района г.Чебоксары Александров О.В. исковые требования не признал и суду пояснил, что истица Новикова Е.М. ранее принимала участие в республиканской программе "Обеспечение жильем молодых семей", в соответствии с условиями которой получила субсидию в размере "данные изъяты" руб. и субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту для оплаты за приобретенную "данные изъяты" квартиру "адрес". После этого истица была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку в настоящее время истица не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то она не имеет права на получение социальной выплаты.
Представитель третьего лица Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истицей Новиковой Е.М. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения истицы Новиковой Е.М., поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда.
Разрешая спор и постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и принял обоснованное решение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В разделе VI названной подпрограммы указано, что механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Согласно разделу 1 данных Правил участие в подпрограмме является добровольным, молодая семья имеет право на улучшение жилищных условий с использование социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета один раз.
В пункте 5 названных Правил изложены условия, совокупность которых позволяет признать молодую семью участницей подпрограммы с целью предоставления социальной выплаты. Одним из таких условий является признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (подпункт "б").
В целях реализации в Чувашской Республике подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, и в соответствии с требованиями Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, Кабинет Министров Чувашской Республики своим постановлением от 27 октября 2006 года N 271 утвердил Порядок организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в Чувашской Республике.
Согласно пункту 3.1 названного Порядка одним из условий признания молодой семьи участником подпрограммы с целью предоставления социальной выплаты (ранее - субсидии) является признание семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На следующем этапе Правительство Российской Федерации 17 декабря 2010 года Постановлением N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Этим же Постановлением утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. В соответствии с пунктом 6 названных Правил одним из условий для участия молодой семьи в подпрограмме с целью предоставления социальной выплаты также является признание ее нуждающейся в жилом помещении.
Аналогичное положение изложено и в пункте 3.1 Порядка организации работы по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Чувашской, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 2006 года N 271 (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 07 декабря 2007 года N 323, от 28 марта 2008 года N 82, от 25 сентября 2008 года N 288, от 23 сентября 2009 года N 311, от 15 июня 2011 года N 233, от 12 октября 2011 года N 437).
Таким образом, положениями федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, соответствующими подпрограммами "Обеспечение жильем молодых семей" и принятыми в рамках их реализации Правилами и Порядком установлено, что одним из обязательных условий для участия молодой семьи в подпрограмме с целью предоставления социальной выплаты (ранее - субсидии) является признание ее нуждающейся в жилом помещении.
Разрешая заявленный спор, судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами по делу, что истица Новикова Е.М. с составом семьи из трех человек с 12 июля 2001 года состояла в администрации Московского района г.Чебоксары на учете для улучшения жилищных условий.
24 января 2006 года между ЗАО "данные изъяты" и Новиковой Е.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Индейкиной В.В. и Индейкина В.В., был заключен договор участия в долевом строительстве N 05-13-3, по условиям которого Новикова Е.М. принимала участие в долевом строительстве "данные изъяты" квартиры. Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что ориентировочная стоимость квартиры составляет "данные изъяты" руб., из них "данные изъяты" руб. уплачиваются в день подписания договора, "данные изъяты" руб. - до 1 октября 2006 года, а "данные изъяты" руб. - за счет кредита, предоставляемого Акционерным коммерческим "данные изъяты" банком РФ (ОАО).
25 сентября 2006 года между Акционерным коммерческим "данные изъяты" банком РФ (ОАО) и Новиковой Е.М. заключен кредитный договор N 27404, по условиям которого Новиковой Е.М. предоставлен кредит в сумме "данные изъяты" руб. на строительство квартиры на срок по 25 сентября 2021 года под 13 % годовых, из которых по 24 сентября 2009 года заемщик уплачивает 5 % годовых, а с 25 сентября 2009 года заемщик уплачивает 10 % годовых, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики уплачивает разницу между действующей по настоящему договору процентной ставкой и процентной ставкой, уплачиваемой заемщиком, согласно Порядку субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам, привлекаемым молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, за счет средств республиканского бюджета, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 июля 2002 года N 202, и Соглашению о субсидировании за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики процентных ставок по кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, заключенному 02 мая 2006 года между Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Чувашским отделением N 8613 Сбербанка России.
31 января 2007 года "адрес" передана истице, и 17 апреля 2007 года истице и ее несовершеннолетним детям выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности по "данные изъяты" доле за каждым на указанную квартиру.
В связи с этим постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от 30 января 2007 года N 65 истица Новикова Е.М. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Сторонами по делу не оспаривался тот факт, что в связи с приобретением жилого помещения истице как участнику республиканской программы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2002 года N 274, была предоставлена социальная выплата в виде безвозмездной субсидии в размере "данные изъяты" руб. на основании действовавших на тот момент Правил предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 года N 337, а также предоставлено субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту. Таким образом, истица реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием названных форм государственной поддержки из республиканского бюджета.
Из материалов дела следует, что в 2008 году истица была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с чем ежегодно включалась в список молодых семей - участников названной подпрограммы, в том числе и на 2011 год.
Письмом от 12 августа 2011 года администрация Московского района г.Чебоксары сообщила истице об отмене решения о включении ее семьи в сводный список участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2011 году, так как она ошибочно в нарушение Правил, принятых в целях реализации подпрограммы, была включена в состав участников подпрограммы.
Судом первой инстанции установлено, что истица в настоящее время не признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.
Между тем, для участия как в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, так и в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы с целью предоставления социальной выплаты требуется признание молодой семьи участницей подпрограммы при обязательном соблюдении совокупности условий, одним из которых является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах и изложенных положениях законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленного искового требования о признании права на получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга по ипотечному кредитному договору в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Поскольку другие исковые требования производны от вышеназванного, в удовлетворении которого отказано, то суд первой инстанции обоснованно отказал и в их удовлетворении.
Является ошибочным и не влечет отмену судебного решения довод кассационной жалобы о том, что истица имеет право на получение социальной выплаты в связи с признанием ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, что соответствует нормативным положениям о предоставлении социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (раздел VI подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, подпункт "г" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, подпункт "е" пункта 2 и подпункт "е" пункта 15 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, принятых в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Действительно, согласно подпункту "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, принятых в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года. Однако право на получение социальной выплаты может быть реализовано только молодой семьей, признанной участницей подпрограммы в связи с соответствием условиям, изложенным в пункте 6 названных Правил. Одним из таких обязательных условий является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении. Аналогичные положения изложены и в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Между тем, как было указано выше, семья истицы не признана нуждающейся в жилом помещении.
Вывод суда первой инстанции, изложенный в решении и явившийся одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, о том, что истица воспользовалась социальной выплатой за счет средств федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а в силу пункта 18 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, данное обстоятельства влечет отказ в признании молодой семьи участницей подпрограммы, судебная коллегия признает ошибочным. Выше было указано, что истица реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием форм государственной поддержки только из республиканского бюджета. Однако данный вывод суда не повлиял по существу на правильность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ, статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Новиковой Е.М. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.