Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.
судей Александровой А.В. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре Михайловой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Львовой Е.Д. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
поступившее по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 06 декабря 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение N212-2 от 05 сентября 2011 года Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе включить Львовой Е.Д. в стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости периоды в льготном исчислении за 1 год работы 1 год 3 месяца: с 01.11.1986 года по 25.10.1987 года - медицинской сестрой ... в МУЗ " ... "; с 03.09.1996 года по 10.01.2009 года - медицинской сестрой водолечения территориального санаторно-оздоровительного центра " ... " Министерства Чувашской Республики по социальной политике; с 09.02.1995 года по 02.09.1996 года - медицинской сестрой по массажу санатория-профилактория " ... " ЗАО " ... ".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе назначить Львовой Е.Д. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 30 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Лысенина Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики (далее УПФ РФ в Чебоксарском районе ЧР) N212-2 от 05сентября 2011 года Львовой Е.Д. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву отсутствия требуемого медицинского стажа работы. Специальный стаж установлен продолжительностью в 10 лет 11 месяцев 23 дня.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не был включен ряд периодов, в том числе периоды работы:
- с 01.11.1986 года по 25.10.1987 года в должности медицинской сестры ... в МУЗ " ... ";
- с 09.02.1995 года по 02.09.1996 года в должности медицинской сестры по массажу санатория-профилактория " ... " ЗАО " ... ";
- с 03.09.1996 года по 10.01.2009 года в должности медицинской сестры водолечения территориального санаторно-оздоровительного центра " ... " Министерства Чувашской Республики по социальной политике, реорганизованного с 09.06.2003 года в РГУ " ... " и с 25.12.2008 года в РГУ " ... " Минздравсоцразвития Чувашской Республики.
Не согласившись с указанным решением, Львова Е.Д. обратилась в суд с иском о включении в специальный стаж указанных периодов работы в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, и назначении досрочной трудовой пенсии с 30августа 2011 года.
В судебном заседании Львова Е.Д. исковые требования поддержала.
Представитель УПФ РФ в Чебоксарском районе ЧР Кузьмин И.Н. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано УПФ РФ в Чебоксарском районе ЧР в части в удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 03.09.1996 года по 10.01.2009 года и назначении досрочной трудовой пенсии с 30августа 2011 года.
В судебное заседание Судебной коллегии стороны, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от представителя УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР Кузьмина И.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании статьи354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" года (Список и Правила 2002 года).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 января 2002 года нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды работы истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
До вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990г. "О государственных пенсиях в РФ" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года (Список и Правила 1999 года).
Поскольку работа Львовой Е.Д. с 03.09.1996 года по 10.01.2009 года в должности медицинской сестры водолечения территориального санаторно-оздоровительного центра " ... " Министерства Чувашской Республики по социальной политике, реорганизованного в РГУ " ... ", а затем в РГУ " ... " Минздравсоцразвития Чувашской Республики, протекала в период действия Списков и Правил, утвержденных указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, ее право на включение в специальный стаж этого спорного периода подлежит определению с учетом положений указанных нормативных правовых актов.
Согласно Списку 1991 года в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.
Согласно Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. N 395, к таким учреждениям относились санаторно-курортные учреждения.
В связи с утверждением Списка 1999 года в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, стали засчитываться периоды работы не во всех лечебно-профилактических учреждениях, а лишь в тех, которые включены в графу "Наименование учреждений" этого Списка, в частности, в санаториях (курортах), в том числе детских: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных с ревматизмом, психоневрологические.
Аналогичный порядок включения периодов работы в должности медицинской сестры в санаториях в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, предусмотрен и Списком 2002 года. В соответствии с пунктом 21 раздела "Наименование учреждений" указанного Списка к учреждениям здравоохранения, работа в которых в должности медицинской сестры предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных с ревматизмом, психоневрологические.
Исходя из изложенного, юридически значимым обстоятельством является установление факта отнесения учреждения, в котором ЛьвоваЕ.Д. осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры по водолечению, к лечебно-профилактическим учреждениям (учреждениям здравоохранения), предусмотренным указанными выше Списками.
Суд, принимая решение о включении указанного периода в стаж, правильно указал, что работа после 1.11.1999 года в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделах "Наименование учреждений" Списков 1999 и 2002 года, дает право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Вместе с тем в решении суда отсутствуют указания на обстоятельства, установленные судом, свидетельствующие о том, что данное учреждение относится к санаториям, что в нем проводится лечение по указанным в Списке профилям и что истец занимается оказанием лечебной деятельности по одному или нескольким из включенных в Списки профилей, а также доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства.
Данные обстоятельства судом фактически не исследовались, указанные вопросы на обсуждение сторон не ставились, бремя доказывания указанных обстоятельств между сторонами не распределялось.
В связи с тем, что ни одного документа, регламентирующего деятельность данного учреждения и работу истца в материалах дела нет, судебная коллегия лишена возможности дать оценку доводам кассационной жалобы о необоснованном включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и возможности разрешения спора по существу.
Учитывая изложенное, решение суда в указанной части, а также в части удовлетворения требования о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с возвращением дела на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить указанные выше недостатки, поставить, в случае необходимости, на обсуждение сторон вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица РГУ " ... " Минздравсоцразвития Чувашской Республики с целью установления юридически значимых обстоятельств, более тщательно проверить доводы и возражения сторон, правильно установить обстоятельства, имеющие юридическое значение и дать им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010г. N353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" и ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 06 декабря 2011 года в части удовлетворения исковых требований Львовой Е.Д. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики о возложении обязанности по включению в стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости в льготном исчислении исходя из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца периода работы с 03.09.1996 года по 10.01.2009 года медицинской сестрой водолечения территориального санаторно-оздоровительного центра " ... " Министерства Чувашской Республики по социальной политике и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с 30 августа 2011 года, отменить.
Дело в указанной части для повторного рассмотрения направить в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.