Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю., Нестеровой А.А., Юркиной И.В., при секретаре Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Смирнова В.Л. к Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, администрации Московского района г.Чебоксары о признании права на получение единовременной денежной выплаты, о возложении обязанности включить в список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", поступившее по кассационной жалобе Смирнова В.Л. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 декабря 2011 года, которым постановлено:
В иске Смирнову В.Л. к Министерству градостроительства и развития инфраструктуры Чувашской Республики, администрации Московского района г. Чебоксары о признании права на получение единовременной денежной выплаты, обязании включить в список граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнов В.Л. обратился в суд с иском к Министерству градостроительства и развития инфраструктуры Чувашской Республики, администрации Московского района г. Чебоксары, в котором, с учетом дополнений исковых требований, просил признать за ним право на получение единовременной выплаты на приобретение жилья и возложить на администрацию Московского района гор.Чебоксары обязанность включить его в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с 01 января по 01 июля 2011 года с момента обращения с заявлением.
Исковые требования мотивировал тем, что он проходил службу в органах внутренних дел РФ и органах уголовно-исполнительной системы в должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Уволен со службы из органов уголовно-исполнительной системы по "данные изъяты" с 11 мая 2011 года, является пенсионером МВД. С 1990 года состоит в администрации Московского района г.Чебоксары в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагая, что в соответствии со ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" подпадает под категорию лиц, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, 23 мая 2011 года обратился в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о предоставлении жилья. Однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что он не обладает правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом. Данный отказ считает незаконным. Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства и на положения ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", просил признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привел их суду.
Представитель администрации Московского района г.Чебоксары Александров О.В. исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии с названным Федеральным законом порядок и условия обеспечения военнослужащих и членов их семей распространяются лишь на лиц, уволенных со службы органов внутренних дел до 1 января 2005 года и принятых на специальный учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. Смирнов В.Л. на 1 января 2005 года являлся действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы и на специальном учете не состоял, заявление о принятии его на такой учет не подавал, уволен из органов уголовно-исполнительной системы только в 2011 году.
Представитель Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по мотиву того, что на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, принятых органами местного самоуправления до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях (не за счет средств федерального бюджета) и уволенных со службы из соответствующих структур после 1 января 2005 года, порядок и условия предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета, предусмотренные Федеральным законом N 342-ФЗ, не распространяются. Кроме того, обязательным условием наличия права граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является их увольнение до 1 января 2005 года из органов внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Уволенные с военной службы военнослужащие ранее 1 января 2005 года, принимались на учет нуждающихся в жилье органами местного самоуправления в избранном военнослужащим месте жительства и подлежащие увольнению с военной службы в избранном месте жительства. Смирнов В.Л. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 18 апреля 1990 года в соответствии с ЖК РСФСР на общих основаниях, а не в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. N 1054. Смирнов В.Л. уволен со службы с 11 мая 2011 года.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Смирновым В.Л. на предмет отмены по мотиву незаконности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения Смирнова В.Л., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что Смирнов В.Л. проходил службу в органах внутренних дел Чувашской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в органах исполнения наказаний с ДД.ММ.ГГГГ по 11.05.2011 г. в должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Уволен приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии N от 11 мая 2011 года по "данные изъяты".
В обоснование исковых требований истец ссылается на положения Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих", указывая на то, что он обладает правом на получение единовременной денежной выплаты на приобретение недостающего жилья.
В силу пункта 1 Указа Президента РФ от 28.07.1998 года N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" уголовно-исполнительная система МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 года центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, должна быть передана в ведение МЮ РФ до 1 сентября 1998 года.
Вопросы улучшения жилищных условий сотрудников органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, до 1 января 2005 года регулировались статьей 35 Закона РФ N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями которой было предусмотрено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам.
Учет таковых лиц производился по месту службы данных сотрудников.
Абзацем вторым данной статьи было предусмотрено, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд, формируемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Абзацами 3 и 4 данной статьи Федерального закона предусматривалось, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
При невозможности предоставить им жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органами местного самоуправления им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2005 года данная статья Федерального закона не действует, поскольку утратила силу в соответствии с Федеральным законом N122-ФЗ от 22 августа 2004 года.
Таким образом, из положений ст.35 ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следовало, что учет и обеспечение жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы производились по месту их службы в порядке очередности, а на органы местного самоуправления возлагалась обязанность по обеспечению жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы, прослуживших в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенных из названных органов по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов в льготном порядке (трехмесячный срок) со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства.
В действовавшей на тот период времени редакции Указ Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года, распространивший действие Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" на увольняемых со службы сотрудников из органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержавшихся за счет средств федерального бюджета, предусмотрел, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение жильем увольняемых сотрудников является погашение государственных жилищных сертификатов.
Во исполнение Указа Президента РФ N 825 Правительство РФ 29 сентября 1999 года приняло постановление N 1095, которым также установлено, что названная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Действовавшим до 1 января 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года "О федеральной целевой программе Государственные жилищные сертификаты" предусматривалось, что правом на участие в названной программе имеют сотрудники, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилого помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации. При чем в разделе 4 указано, что участие в программе является добровольным, т.е. носит заявительный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей в редакции до 1 января 2005 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 данной статьи на органы местного самоуправления была возложена обязанность по льготному предоставлению жилой площади за счет государственного или муниципального жилищного фонда лишь в отношении военнослужащих, прибывающих на новое место военной службы. При чем предоставляемое таким военнослужащим жилое помещение должно было быть закреплено за Министерством обороны Российской Федерации либо иным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. п. 13 и 14 статьи 15 федерального закона постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями увольняемых с военной службы нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.
Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Названными Правилами устанавливался единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета
.
При этом Правила полностью соответствовали редакции ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 24 названных Правил
из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. При этом в соответствии с названными Правилами не допускается предоставление жилья и выдача жилищных сертификатов не стоящим в данном списке гражданам.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 года N 351 "Вопросы реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", был утвержден порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Согласно п. 5 названного Порядка право на получение сертификата имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета
, увольняемые со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями).
Из изложенного выше следует, что при наличии прочих условий обязательным условием для участия в федеральной целевой программе для сотрудников названных органов, увольняемых со службы, и граждан, уволенных из этих органов, является увольнение со службы при наличии общей продолжительности службы в органах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, не менее 10 лет.
Между тем, как следует из материалов дела, истец до 1 января 2005 года в указанном порядке из органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания уволен не был, к избранному постоянному месту жительства не направлялся, необходимого десятилетнего стажа службы в указанных органах к тому времени не имел, и в органе местного самоуправления на учете в списке лиц, уволенных их названных органов и имеющих необходимый десятилетний стаж службы в названных органах, не состоял и состоять не мог. Из материалов дела следует, что истец до 1 января 2005 года состоял и состоит по настоящее время на учете нуждающихся в жилье в администрации Московского района гор.Чебоксары с 18 апреля 1990 года в списке "Общий" и "Учителя общеобразовательных школ".
В связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" претерпела изменения.
Согласно пункту 2 данной статьи жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих - граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., на органы местного самоуправления названным законом не возлагается.
Между тем, истец уволен из органов внутренних дел после 1 января 2005 года.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Принятым после 1 января 2005 года постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Правила), которые и регулируют порядок и процедуру выдачи гражданам - участникам подпрограммы государственных жилищных сертификатов.
В пункте 5 Правил приведен перечень категорий граждан Российской Федерации, имеющей право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, указаны в подпункте а) пункта 5 Правил.
Пунктом 18 названных Правил УФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификатов, указанной категории граждан (подпункт "а").
Выдача сертификатов осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН России от 04.06.2007 г. N 287 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы в уголовно-исполнительной системе" (далее - Инструкция).
Пункт 3 Инструкции определяет, что для участия в подпрограмме и для получения сертификата сотрудники уголовно-исполнительной системы или граждане, уволенные со службы, должны состоять в органах УИН, в которых они проходят или проходили службу на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, включение в список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата граждан, не состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах уголовно-исполнительной системы, в которой они поставлены на учет, не допускается.
Причем названная Инструкция, как следует из ее названия и содержания, не определяет порядок постановки сотрудников уголовно-исполнительной системы на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы после 1 января 2005 года, поскольку статья 35 ФЗ Закона РФ N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" с 1 января 2005 года утратила силу, и с указанной даты учет и постановка сотрудников УИН по месту службы в соответствии с ранее действовавшей статьей 35 ФЗ не ведется.
Иной порядок выдачи сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилищных сертификатов федеральным законодательством не предусмотрен.
Из изложенного следует, что действующее законодательство предусматривает порядок и выдачу жилищных сертификатов только тем сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданам, уволенным из этих органов, которые были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы до 1 января 2005 года, и сотрудников, уволенных со службы из указанных органов и вставших в специальном порядке в органе местного самоуправления по избранному ими месту жительства после увольнения также до 1 января 2005 года.
Между тем, как следует из содержания ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О статусе военнослужащих" в системной взаимосвязи с указанным выше законодательством, она имеет целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, вставшими на учет по специальному законодательству до 1 января 2005 года, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как признал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 14 апреля 2009 года N 2н-9/09 "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы" в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., применению не подлежат.
В связи с чем у администрации Московского района гор. Чебоксары отсутствует обязанность по обеспечению уволенного после 1 января 2005 года Смирнова В.Л. жильем за счет средств федерального бюджета и, соответственно, по предоставлению за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья.
Вышеизложенные обстоятельства дела и приведенные положения закона указывают на правильность вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Смирнова В.Л.
В связи с указанными обстоятельствами, доводы кассационной жалобы о незаконности решения суда об отказе истцу в иске являются не состоятельными и не влекут отмену решения суда, поскольку правовые основания для предоставления истцу единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ N 342 от 08.12.2010 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих " отсутствуют.
Руководствуясь ст.2 ФЗ N353-ФЗ от 9 декабря 2010 года, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Смирнова В.Л. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.