Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.
судей Блиновой М.А. и Спиридонова А.Е.,
при секретаре Михайловой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аймурзаева М.Е. о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике об аннулировании разрешения на временное проживание недействительным и его отмене,
поступившее по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2011 года, которым постановлено:
Заявление Аймурзаева М.Е. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике от 09 ноября 2011 года об аннулировании выданного гражданину ... Аймурзаеву М.Е. разрешения на временное проживание N 197 от 14 апреля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Лысенина Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аймурзаев М.Е. обратился в суд с заявлением о признании решения Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике-Чувашии (УФМС России по ЧР) от 09 ноября 2011 года об аннулировании разрешения на временное проживание недействительным и его отмене. Заявление мотивировано тем, что в 2009 году он со своей семьей, состоящей из жены, сына и трех дочерей приехал в Российскую Федерацию и получив в апреле 2009 года разрешение на временное проживание сроком на 3 года, стал проживать в доме ... по ул. ... села ... Аликовского района Чувашской Республики. Указанный дом принадлежит на праве собственности его трем дочерям. 07 августа 2009 года у него в Российской Федерации родилась дочь ... В декабре 2010 года его семья обратилась с заявлением о выдаче вида на жительство, заявления от детей были приняты, а заявления от него и от жены принимать отказались по причине того, что в 2011 году у них заканчивается действие паспортов и посоветовали оформить новые паспорта. Он выезжал для оформления паспорта в ... , однако выдать новый паспорт там отказались посоветовав обратиться в посольство ... в Российской Федерации, поскольку с 2004 года он проживает в Российской Федерации. 24 октября 2011 года он обратился в посольство и 01 ноября 2011 года получил новый паспорт. Однако в середине ноября 2011 года ему пришло уведомление об аннулировании разрешения на временное проживание.
В судебном заседании Аймурзаев М.Е. и его представитель Ильин А.С. заявление поддержали.
Представитель УФМС России по ЧР Ануфриева О.В. заявление не признала, указав на то, что Аймурзаев М.Е. получив разрешение на временное проживание на три года, был поставлен в известность о том, что разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных законодательством. В 2011 году заявитель дважды привлекался к административной ответственности, вначале за то, что не уведомил УФМС в установленный срок о проживании на территории Российской Федерации, затем за проживание с недействительным паспортом, срок действия которого истек. Указанные факты являются основанием для аннулировании временного разрешения на проживание в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано УФМС России по ЧР по мотивам его необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав представителя УФМС России по ЧР Ануфриеву О.В., поддержавшую жалобу, представителя Аймурзаева М.Е. - Ильина А.С., просившего жалобу оставить без удовлетворения, проверив решение суда в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Основания для аннулировании разрешения на временное проживание иностранных граждан на территории Российской Федерации предусмотрены в ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно подпункту 7 пункта 1 указанной статьи разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Как установлено судом Аймурзаев М.Е. 13.01.2009 года был поставлен на миграционный учет в Российской Федерации по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, с. ... , ул. ... , д. ... 24.02.2009 года он обратился в УФМС России по ЧР с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации совместно с несовершеннолетними детьми ФИО1 и ФИО2 и получил разрешение на временное проживание N 197 от 14.04.2009 года сроком на 3 года.
Постановлением от 25 августа 2011 года Аймурзаев М.Е. привлечен к административной ответственности по ст. 18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований ст.9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, выразившееся в не подаче уведомления о подтверждении своего проживания на территории Российской Федерации в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание.
Постановлением от 23 сентября 2011 года Аймурзаев М.Е. привлечен к административной ответственности по ст. 18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, выразившееся в проживании на территории Российской Федерации по недействительному паспорту (срок действия которого истек).
Указанные постановления в установленном законом порядке Аймурзаевым М.Е. не оспаривались, как не оспаривались в суде и факты, положенные в основу указанных постановлений.
На основании заключения старшего инспектора ОООВРП и РИ УФМС России по ЧР, утвержденного временно исполняющим обязанности начальника УФМС России по ЧР от 09 ноября 2011 года, разрешение на временное проживание, выданное Аймурзаеву М.Е., было аннулировано на основании подпункта 7 пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006г. N55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N4 к ней).
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (постановления от 26 марта 1992 года по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии", от 19 февраля 1998 года по делу "Далиа (Dalia) против Франции", от 7 августа 1996 года по делу "С. против Бельгии", от 28 ноября 1996 года по делу "Ахмут (Ahmut) против Нидерландов" и др.).
Как установлено судом первой инстанции, на территории Российской Федерации по адресу: Чувашская Республика, Аликовский район, с. ... , ул. ... , д. ... Аймурзаев М.Е. проживает с женой и пятью детьми, двое из которых являются несовершеннолетними.
Поскольку аннулирование ранее выданного разрешения за неоднократные нарушения установленного порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина, проживающего на территории Российской Федерации со своей семьей, влечет его обязанность в течение 15 дней добровольно покинуть Россию, что представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такая мера может быть применена уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного административного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности.
Учитывая тяжесть совершенных заявителем административных правонарушений, совершение первого правонарушения по неосторожности, как следует из объяснений Аймурзаева М.Е. он забыл в 2011 году подать в срок уведомление о подтверждении своего проживания на территории Российской Федерации, подаче Аймурзаевым М.Е. данного уведомления до привлечения его к административной ответственности за указанное нарушение, принятие им мер по замене паспорта и получение нового паспорта к моменту принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание, проживание на территории Российской Федерации семьи заявителя, включая жену и детей, двое из которых несовершеннолетние, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятие такой меры ограничения как аннулирование разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации не соответствует степени общественной опасности совершенных правонарушений.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и необоснованным решения суда, которым решение УФМС России по ЧР признано незаконным, не имеется.
Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.